Специальный счет в банке и его применение. Специальный банковский счет в банке: понятие и предназначение Какие операции можно проводить со спецсчета

В статье рассмотрим ситуации, с которыми сталкиваются налогоплательщики, которые работают в рамках гособорозаказа, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее Закон № 275-ФЗ) и применяют при этом специальный счет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Ситуация 2. Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет — это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

— юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

— с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

— согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

— отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

— одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

— имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

— в отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

— иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Ситуация 3. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Законf № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).
Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

С 1 октября 2018 года госзакупки переходят на новую систему обеспечения заявок. Теперь поставщикам для участия в закупках требуется открыть специальный счет. Давайте разберемся, что это за счета, в каких банках их можно открыть и как изменится схема взаимодействия участников закупок с торговыми площадками.

Что такое специальный счет?

Спецсчет для участия в госзакупках — это расчетный счет, открытый в одном из утвержденных правительством банков (Распоряжение от 13.07.2018 1451-р). На этих счетах поставщики должны держать деньги для обеспечения заявок в электронных конкурентных закупках. По обращению электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проходит закупка, банк будет блокировать и разблокировать деньги для обеспечения заявки.

Восемь действующих ЭТП госзакупок, а также площадка для закрытых закупок АСТ ГОЗ будут работать со всеми финансовыми организациями, вошедшими в этот правительственный перечень. Это значит, что поставщику достаточно открыть один специальный счет, на котором можно держать деньги для участия в госзакупках на всех площадках.

Если у вас уже есть расчетный счет в одном из утвержденных правительством банков, то его можно использовать как спецсчет. Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение с банком по форме, описанной в п.5 требований постановления номер 626.

На все средства для обеспечения конкретной заявки, в том числе и заблокированные, банки должны начислять процент. Размер выплат устанавливается в договоре между банком и участником закупки. Это правило установлено в ч. 26 ст. 44 44-ФЗ. Однако, каким именно будет этот процент, отдано на откуп банкам.

В каких закупках потребуется спецсчет?

Спецсчет нужно открыть, чтобы участвовать в:

  • Электронных конкурентных закупках по 44-ФЗ.
  • Конкурентных закупках среди малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ.

Спецсчет не нужен:

  • В закупках без обеспечения заявок (до 1 млн руб. по 44-ФЗ и до 5 млн руб. по 223-ФЗ).
  • Для обеспечения заявок в бумажных закупках. Заказчики могут проводить закупки на бумаге до 1 января 2019 года, после этого подавляющее большинство госзакупок будут проходить только в электронном виде.
  • Для обеспечения контрактов. Деньги нужно перечислять деньги на счет заказчика или получать банковскую гарантию на нужную сумму.

Обратите внимание, согласно ч. 52 ст. 112 44-ФЗ с 1 января 2019 года госзаказ полностью перейдет на электронные закупки. Тем не менее оформить банковскую гарантию для обеспечения заявок в электронных закупках можно будет только с 1 июля 2019 года.

Перечень банков для открытия специальных счетов для госзакупок

Правительство уполномочило для открытия спецсчетов 18 финансовых организаций. В их число вошли:

  1. «Сбербанк России»,
  2. «Альфа-Банк»,
  3. «Банк ВТБ»,
  4. «Финансовая Корпорация Открытие»,
  5. «Газпромбанк»,
  6. «Российский Сельскохозяйственный банк»,
  7. «Российский национальный коммерческий банк»,
  8. «Росбанк»,
  9. «Московский Кредитный банк»,
  10. «Всероссийский банк развития регионов»,
  11. «Акционерный Банк «Россия»,
  12. «Совкомбанк»,
  13. «Райффайзенбанк»,
  14. «Промсвязьбанк»,
  15. «Банк «Санкт-Петербург»,
  16. «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»,
  17. «ЮниКредит Банк»,
  18. «ОТП Банк».

Все они уже заключили соглашения с ЭТП, однако о возможности открыть спецсчет и условия договора лучше уточнять отдельно в каждом банке.

Схема взаимодействия участников

Итак, чтобы обеспечить заявку для участия в госзакупках, вы:

  1. Открываете специальный счет. Деньги на него можно перевести сразу или немного подождать — новая система обеспечения не требует наличия денежных средств на спецсчете во время подачи заявки. Вы сможете подавать и отзывать заявки, не думая об обеспечении.
  2. Подаете заявку на электронный аукцион. Подавая заявку, вы автоматически соглашаетесь на блокировку банком денег для обеспечения заявки. Обратите внимание, что дата окончания подачи заявок не всегда равна окончанию суток. ЭТП может установить любое время — например, 8:00, 15:00 и т.д. Будьте внимательны и отправляйте заявки вовремя.
  3. Следите, чтобы в момент окончания подачи заявок на спецсчете была необходимая сумма. Если не хватит даже нескольких рублей, заявка будет отклонена. А поскольку время подачи истекло, то подать новую заявку вы уже не сможете. Также учитывайте, что перевод денег на счета юрлиц может занять до трех рабочих суток.

Как только истек срок подачи заявок, банк в течение часа заблокирует ваши деньги. Их разблокируют в течение суток, как закупка завершится или ее отменят. Если вы победили в закупке, обеспечение закупки вернут после того как вы заключите контракт.

Победитель закупки платит комиссию ЭТП:

  • Если закупка проходит на «общих» условиях, то в размере 1% от суммы контракта, но не выше 5 тысяч рублей.
  • Если закупка проходит только среди некоммерческих организаций и малого бизнеса, то размер платы составит тот же 1% от суммы контракта, но не выше 2 тысяч рублей.

Если победитель от заключения сделки уклонился, то плату со второго участника уже не берут.

Плата также будет списана со спецсчета победителя. Если же у него такого счета нет (что возможно при участии в закупах без обеспечения заявки до 1 млн), то плату нужно будет перевести на банковский счет площадки (п.7-8 постановления правительства номер 564).

Ваш заказчик предложил открыть специальный счет в банке или лицевой счет в Федеральном казначействе? Предложил поработать по схеме: поставка продукции из имеющихся запасов без аванса, затем возмещение ранее понесенных расходов со специального счета на расчетный счет.
Почему-то в этом случае все задают один единственный вопрос: как открыть специальный счет? Как в анекдоте про студентов, которые на вопрос: - Сколько Вам нужно времени, чтобы выучить китайский язык? отвечают: - А когда сдавать?
На самом деле вопрос надо ставить иначе. И даже не: - Как дальше работать со специальным счетом?, а: - Как работать с государственным оборонным заказом (далее - ГОЗ)?

Если вы стали исполнителем государственного оборонного заказа, вы обязаны работать в рамках закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». А это значит, что надо информировать своих поставщиков о том, что договоры заключаются в целях выполнения ГОЗ (обязательно наличие ИГК, особые требования к содержанию договора), следить за целевым расходованием денежных средств, не завышать цену, вести раздельный учет и т.д. Раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другие требования к составу затрат, учетной политике, первичным документам и т.д.).

С 29 апреля 2019 вступает в силу Приказ Минпромторга от 08.02.2019г. N 334 "Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ". Приказ от 23.08.2006 г. N 200 больше не применяется.

Организации, выполняющие ГОЗ, предоставляют ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА (Приказ МО РФ от 8 октября 2018 года № 554). Скачать форму отчета .

Ниже приведен список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

О чем надо знать до подписания контракта ГОЗ, чтобы снизить риск привлечения к ответственности руководителей?
НТЦ АПБ info@сайт,  +7 911 006 72 37 .
ГОСОБОРОНЗАКАЗ по всем правилам: ответы на сложные вопросы, схемы, документы, формы, шаблоны, учет в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Остальные контракты в сфере ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). Сначала мы рассмотрим, как работать с уполномоченным банком, затем с ТОФК.

Банковское сопровождение ГОЗ.

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций, наличие ИГК. Банк может приостановить операции в случае списания денежных средств в счет перечисления прибыли, заработной платы, уплаты налогов и сборов в размере, превышающим нормативы.

Для уполномоченного банка важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины: цена контракта, сумма прибыли по контракту, которая должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий, сумма фактического задела.

Каждый исполнитель имеет право на лимит в три миллиона рублей в месяц (головной исполнитель пять миллионов рублей в месяц), возобновляемый с первого числа каждого календарного месяца, предусматривающий списание денежных средств со спецсчета (отдельного счета, ОБС) на иные банковские счета на цели, не запрещенные режимом использования ОБС, в том числе и за поставляемый товар. Например, оплата гостиниц, авиабилетов, лицензий, комиссии за выдачу банковской гарантии и т.д.

В принципе, если сумма договора не велика, вы можете стать поставщиком ГОЗ и без открытия специального счета. Иногда можете даже и не догадываться об этом. НО! Даже если в контракте нет обязательных указаний на то, что он выполняется в рамках гособоронзаказа, поставщика могут признать участником правоотношений в сфере ГОЗ и наказать за отсутствие раздельного учета, нецелевые расходы и т.д. ФАС исходит из того, для каких целей выполняется договор.

Вернемся к вопросу о поставке продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых . До подписания контракта вы резервируете счет в банке (на основании письма заказчика), сообщаете реквизиты вашему заказчику.

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность перечисления денежных средств в целях возмещения понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, согласно п. е1, статьи 8.3 закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». Контракт должен содержать условие о размере возмещения в абсолютной величине (конкретная сумма, НДС выделен ). Дополнительное соглашение банк не примет.

В-третьих. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный счет вы сможете только после полного выполнения контракта. Для этого необходимо предоставить в банк:
- контракт со всеми приложениями и дополнениями (выписку из контракта, содержащего государственную тайну), который содержит условие о возмещении;
- акт приема-передачи товара;
- платежные поручения, подтверждающие фактические расходы исполнителя за счет собственных средств;
- иные документы (товарно-транспортные накладные, выписки по счету, акты сверки расчетов и т.п.).Перечень зависит от банка.
ВАЖНО! Возмещаемые затраты должны быть произведены до заключения контракта.

В-четвертых. В платежном поручении на списание средств с ОБС надо указать обязательные реквизиты:
- ИГК;
- ОБС получателя, за исключением разрешенных операций на иные счета получателей;
- иную информацию: код операции, назначение платежа, наименование товара, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов;
- в случае перевода денежных средств на иной банковский счет лучше указывать тип (или пункт Закона) соответствующей разрешенной операции;
- если сумма платежного поручения меньше суммы обосновывающего документа, то в назначении платежа необходимо указывать «Частичная оплата …»

Деньги на свой счет можно вернуть, разрешены операции:
а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации;
б) возврат собственных средств исполнителя на банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную.

Казначейское сопровождение ГОЗ.

Основные документы, регулирующие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2019 году - это Федеральный закон от 29.11.18 № 459 ФЗ, Постановление от 28.12.2018 N 1702, Приказ Минфина РФ от 10.01.2019 № 4н. Эти документы определяют, какие контракты попадают под казначейское сопровождение, какие обязательные условия должны быть прописаны в договоре, перечень разрешенных и запрещенных операций, порядок санкционирования расходов, раздельный учет (отличается от раздельного учета ГОЗ при банковском сопровождении) и т.д. В отличии от банка, казначейство имеет право не только мониторить, но и проводить самостоятельные проверки правильности расходования средств ГОЗ.

Казначейское сопровождение может выступать в виде казначейского обеспечения обязательств. Разница между обычным сопровождением и обеспечением обязательств такая же, как между платежным поручением и аккредитивом. Казначейское обеспечение только подтверждает обязанность госзаказчика оплатить поставленные ему работы, товары, услуги.

Казначейское сопровождение не включает в себя такую опцию, как право на лимит в три миллиона рублей в месяц, предусматривающий списание денежных средств иные банковские счета. С лицевого счета можно перечислить на обычный расчетный счет поставщику по договору, заключенного на сумму 100 тыс. рублей и менее.

Поставка продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых. Открытие лицевого счета. Счет в ТОФК можно зарезервировать, но только при условии представления письменных обращений как Исполнителем, так и Государственным заказчиком (заказчиком). Можно согласовать контракт с заказчиком до открытия лицевого счета в ТОФК, а после его открытия, подписать дополнительное соглашение об изменении реквизитов. Открытие лицевого счета может быть приостановлено. Об этом факте будет уведомлена Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность возмещения произведенных расходов (части расходов), при условии представления копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату расходов, а также документов-оснований или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований.

В-третьих. Для санкционирования текущих платежей в ТОФК предоставляются:
- Контракт или выписка из контракта (гостайна);
- Сведения об операциях с целевыми средствами на 20__ год и на плановый период 20__ и 20__ годов (код формы по ОКУД 0501213, Приказ Минфина России от 11.12.2018 № 259н). Утверждает сведения заказчик-исполнитель предыдущего уровня.;
- Справка о распределении накладных расходов (форма в учетной политике);
- Выписка из регистров аналитического учета (Приложение N1 к Приказу № 4н от 10.01.19г.);
- Копии первичных (сводных) учетных документов (подтверждающие документы).

В-четвертых. Для проведения окончательного расчета в ТОФК предоставляется расходная декларация (Приложение N 2 к Приказу № 4н от 10.01.19 г.), заполненная на основании данных раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (по правилам раздельного учета ГОЗ при казначейском сопровождении) .

В-пятых. Операции по лицевому счету могут быть приостановлены. А в отдельных случаях кроме подтверждающих документов ТОФК проверит:
- сроки и объем выполненных работ, услуг, поставки товара;
- данные раздельного учета затрат;
- информацию о структуре цены контракта;
- наличие документов-оснований в ЕИС;
- фактический объем поставленных товаров (работ и услуг). Во время осмотра специалисты вправе применить фото-, видео- и аудиотехнику, измерительные приборы.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых , есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых , есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов. В-третьих , есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали. Пообщайтесь с живым человеком и выясните все непонятные вопросы. Сэкономьте свое время, нервы и деньги.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@сайт
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37 , или Контакты

P.S. При получении запроса на предоставление информации о соблюдении требований законодательства о гособоронзаказе исполнители ГОЗ начинают хвататься за все подряд. В результате - не делают самого главного. Как правило, есть неделя на то, чтобы подготовить документы как следует. Выход один - четкий план действий.

Нарушение Санкции
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств. Штраф от 5 до 25 % суммы средств, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

В 2019 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом.
Во-первых , раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ).
Во-вторых , есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.
В-третьих , раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат).

Затраты на продукцию ГОЗ должны быть оправданы.

Предприниматели, участвующие в ГОЗ, сначала пытаются, ни смотря ни на что, получить крупный заказ, а затем начинают думать, как достичь совершенства и прийти к безошибочному, отказоустойчивому и шкуросберегающему результату. Как заработать не вписываясь в рискованные отношения с государством?
Сегодня быстро развивается и, скорее всего, в самом ближайшем будущем рванет новая «кризисная возможность», которая убьет многие бизнесы, другим срежет прибыль, но откроет колоссальные возможности для немногих готовых на ней подняться бизнесов. Для этого надо полностью ломать матрицу управления, которая сейчас «заточена» под растущие рынки. Как создать «давление» на сотрудников, которые даже на реальной работе умудряются показывать виртуальный результат, и таким образом повысить доход компании. Как контролировать и распределять деньги, чтобы защитить интересы владельца, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, .

Основные документы, определяющие порядок работы с ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа Комментарий

6) определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем;
7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета , открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком;
8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, банка…… в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
Исполнитель:
1. Сам ведет расчеты с использованием специального счета.
2. Обязывает своих контрагентов вести расчеты со специального счета;
3. Сообщает по запросу номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию о своих поставщиках.
4. Вписывает в договоры со своими поставщиками условие, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.
С275 ФЗ от 29.12.12г. «Федеральный закон о государствен-ном оборонном заказе» Статья 8.2. Основные обязанности исполнителя:
16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту;
17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам;
Исполнителям ГОЗ необходимо прежде всего подтвердить сам факт наличия раздельного учета.
275 ФЗ от 29.12.12г. «Федеральный закон о государствен-ном оборонном заказе» п.3.1 ст.7.1 исполнитель вправе:
включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
Необходимо вести раздельный учет и правильно составлять документы, обосновывающие наличие запаса.
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
9. Цена на продукцию, указанную в пункте 6 настоящего Положения, определяется с применением одного из следующих методов:
метод анализа рыночных индикаторов;
метод сравнимой цены;
затратный метод.
В случае если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.
В случае если базовая цена на продукцию ранее была сформирована, цена на продукцию на очередной год и плановый период определяется с использованием:
метода индексации базовой цены;
метода индексации по статьям затрат.
Устанавливает:
1. Цели и принципы государственного регулирования цен на продукцию ГОЗ;
2. Методы определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
3. Порядок и условия применения видов цен на продукцию ГОЗ;
4. Порядок определения рентабельности (прибыли) продукции, поставляемой по ГОЗ.
Приказ ФАС России от 31.01.2018 №116/18 Об утверждении форм документов, предусмотренных положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.. Новые формы прогнозной цены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465
Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 г. № 334 Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа. Перечень принимаемых в ГОЗ затрат, порядок распределения накладных расходов.
Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 31.08.2015 г.№ 501 Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки. Порядок работы с иностранными поставщиками в рамках ГОЗ.
Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 №9 1.Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют. Изменен порядок запретов и ограничений применения товаров импортного производства.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г.
№ 1275
12.В государственном контракте устанавливаются его цена, вид цены, а также условия и порядок ее формирования (расчета), авансирования работ и осуществления взаиморасчетов.
Цена государственного контракта, заключенного по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя либо с единственным головным исполнителем, формируется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документ определяет примерные условия государственного контракта по государственному оборонному заказу.
Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 г.
№ 1482
1. Требования, в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта , являются:
наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
финансовая устойчивость и платежеспособность ;
наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке.
Документ определяет требования к участникам размещения государственного оборонного заказа и наличия у них соответствующих мощностей, технологического оборудования, кадров и финансовых ресурсов.
Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 г. N 276 Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности..... на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу Как применять индексы цен.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 47 Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Правила ведения раздельного учета.
Постановление Правительства РФ от 19.12.2017 г.
№ 1585
Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". ФАС составляет список юридических лиц, которые нарушили обязательства по ГОЗ.
Указ Президента РФ от 30.11.1995 г.
№ 1203
Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне
Приказ Минпромторга от 13.02. 2017 г.
№ 401
Об утверждении Порядка подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запаса, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ. Установлена форма сводного расчета суммы запаса.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 № 93 2. Установить периодичность проведения Федеральной антимонопольной службой плановых проверок головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, если иное не установлено федеральными законами:
не чаще чем 1 раз в 3 года для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к средней категории риска;
не чаще чем 1 раз в 5 лет для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска;
не чаще чем 1 раз в 10 лет для головных исполнителей, исполнителей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска.
Критерии – закрытая информация, которая не подлежит публикации в открытых источниках.

Основные нормативные документы при казначейском сопровождении ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа Комментарий
Постановление от 28.12.2018 г.
№ 1702
Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правила казначейского сопровождения ГОЗ в 2019 году.
Постановление от 30.12.2018 г.
№ 1765
Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правила сопровождения госзаказа (не ГОЗ)
Федеральный закон от 29.11.2018 г.
№ 459-ФЗ
О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Статья 5. Особенности использования средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Обязательные условия, которые должны быть указаны в контракте ГОЗ.
Приказ Минфина России от 11.12.2018 г.
№ 259н
Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов В том числе порядок заполнения сведений (код формы по ОКУД 0501213).
Приказ Минфина РФ от 27.12.2018 № 290н Об утверждении критериев приостановления операций по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа Критерии приостановления операций:уплата налогов и сборов более 50%, оплата труда более 50%, прибыль более 20% суммы ГК, подлежащей уплате в текущем финансовом году.
Приказ Казначейства России от 09.01.2019 № 1н Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов, приостановления (отмены приостановления) операций по лицевым счетам и отказе в проведении приостановленной операции территориальными органами Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа Формы уведомлений.
Приказ Казначейства России от 09.01.2019 № 2н Об утверждении Порядка предоставления информации об операциях на лицевых счетах, открытых головному исполнителю (исполнителю) в территориальных органах Федерального казначейства для осуществления расчетов по государственным контрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа, а также по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов Порядок предоставления информации об операциях на лицевых счетах.
Приказ Минфина РФ от 10.01.2019 № 4н О порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности Правила раздельного учета при казначейском сопровождении средств.
Приказ Минфина РФ от 16.01.2019 № 8н Об утверждении Порядка представления головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства выписки из государственного контракта......, и выписки из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства головного исполнителя (исполнителя), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также форм данных выписок. Выписка из контракта, одержащего гос.тайну.
Приказ Федерального казначейства от 17.12.2018 № 40н Об утверждении критериев приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу Приостановление открытия (отказ в открытии) лицевых счетов
Приказ Минфином РФ от 14.12.2018 № 264н Об утверждении Порядка осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств Казначейский аккредитив

Ответственность исполнителя ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа
Статья 14.49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) ……влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей .
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 14.55. Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа
2.1.Нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3.Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное лицом, указанным в части 1, 2 или 2.1 настоящей статьи, - влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 14.55.2. Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу
1.Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта …. -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей .
2.Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией…… - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете…. на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 15.37. Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
1.Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2.Грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Примечание. Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10 процентов .
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 19.4.2. Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов
...влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль …. - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля …-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.29.1. Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа...влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 7.29.2. Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов , единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), ... от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу... - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.29.3. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании
2.Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта
9.Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.32.1. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу
Нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Уголовный Кодекс РФ Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, .... совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером признается сумма, превышающая 1 500 000 рублей , а особо крупным размером - 7 500 000 тысяч рублей .
Уголовный Кодекс РФ Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, -

2. То же деяние:

Уголовный Кодекс РФ Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, -
наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

С 1 октября 2018 года для обеспечения заявок поставщики, по решению Правительства РФ, должны использовать спецсчета. Т.е., для процедур, объявленных после 1.10.2018 необходим . Эти поправки закреплены в нормативных документах:

  1. Само требование о необходимости обеспечения заявок через спецсчета изложено в ст.44 Федерального закона № 44-ФЗ.
  2. Перечень банков, где можно открыть спецсчет, утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 1451-р. В него вошло 18 банков.
  3. Порядок открытия и ведения спецсчета банком закреплен постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626.
  4. В постановлении Правительства РФ от 10.05.2018 № 564 закреплен порядок списания платы с победителя закупочной процедуры, в том числе и путем использования спецсчета.

Однако участников закупок волнует огромное количество вопросов, которые они задают нам в ходе семинаров или через службу поддержки АО «ЕЭТП», поэтому в этой статье мы собрали ответы на самые распространённые из них.

Для чего нужен спецсчет?

Спецсчет упрощает взаимодействие поставщиков с банками и электронными площадками (ЭП). Поставщикам больше не нужно хранить деньги на нескольких электронных площадках, достаточно завести один спецсчет.

Для каких закупок спецсчет обязателен?

Для электронных процедур по 44-ФЗ:

  • Отрытый конкурс в электронной форме
  • Конкурс с ограниченным участием в электронной форме
  • Двухэтапный конкурс в электронной форме
  • Электронный аукцион

С 1 октября 2018 года закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ проводятся на тех же электронных площадках, что и закупки по 44-ФЗ.

  • Конкурсы в электронной форме
  • Аукционы в электронной форме
  • Запросы предложений в электронной форме
  • Запросы котировок в электронной форме

С 1 октября 2018 года должны начать функционировать 9 электронных площадок , отобранные Правительством РФ, которые уже заключили соглашения с банками об использовании спецсчетов:

  • электронные площадки, прошедшие отбор в рамках 44-ФЗ
  • специальная площадка для нужд гособоронзаказа (АСТ ГОЗ)

Полный список площадок:

  • АО "ЕЭТП"
  • АГЗРТ
  • Сбербанк-АСТ
  • РТС-Тендер
  • Национальная электронная площадка
  • Российский аукционный дом
  • ЭТП ГПБ
  • ТЭК-Торг
  • АСТ ГОЗ

Нужно ли платить за открытие и ведение спецсчета?

Банки могут самостоятельно устанавливать плату за открытие и ведение спецсчета. предусмотрено в ВТБ.

Кому спецсчет не нужен?

  • Участникам «бумажных» закупочных процедур
  • Участникам, которые не планируют работать по 44-ФЗ
  • Участникам, которые планируют участвовать в электронных запросах котировок и запросах предложений

Как открыть спецсчет?

Спецсчет для закупок открывается как обычный расчетный счет в одном из банков, утвержденных Правительством РФ. Заявку можно .

Полный список банков:

  • «Банк ВТБ»
  • «Сбербанк России»
  • «Газпромбанк»
  • «Российский Сельскохозяйственный банк»
  • «Альфа-Банк»
  • «Московский Кредитный банк»
  • «Финансовая Корпорация Открытие»
  • «Райффайзенбанк»
  • «Росбанк»
  • «Всероссийский банк развития регионов»
  • «Промсвязьбанк»
  • «Акционерный Банк «Россия»»
  • «Банк «Санкт-Петербург»
  • «Совкомбанк»
  • «Российский национальный коммерческий банк»
  • «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»»
  • «ОТП Банк»
  • «ЮниКредит Банк»

Как происходит открытие спецсчета с 1 октября 2018 года по 1 января 2019 года?

Действия поставщика

Поставщик должен аккредитоваться на электронной площадке (ЭП), если не был аккредитован ранее. Без аккредитации нельзя открыть спецсчет.
После этого можно обращаться в банк из перечня Правительства РФ.
Напоминание: Счет нужно пополнять заранее – до момента окончания приема заявок.

Действия банка

  1. При открытии спецсчета в «своем» банке (где вы обслуживаетесь), банк может предложить либо заключить дополнительное соглашение к текущему счету, либо открыть спецсчет заново.
  2. Банк проверит, аккредитованы ли вы на ЭП, после этого открывает спецсчет и уведомляет об этом ЭП.
  3. Порядок открытия спецсчета не отличается от открытия обычного расчетного счета.

Банк обязан:

  • Блокировать средства для каждой процедуры
  • Своевременно разблокировать средства после завершения процедуры

Действия ЭП

  1. В течение 1 часа после окончания приема заявок ЭП направляет уведомление в банк, в котором ведётся спецсчет участника, с запросом о блокировании средств.
  2. Своевременно информирует банк о необходимости разблокировать средства.

Как происходит открытие спецсчета после 1 января 2019 года?

Действия поставщика

Отметим, что после 31.12.2018 поставщики, не прошедшие регистрацию в ЕИС, не смогут открыть спецсчет. Обязательно зарегистрируйтесь в системе.

После регистрации в ЕИС, поставщик будет в течение 1 рабочего дня аккредитован на всех отобранных электронных площадках.

Действия банка

Банк проверит, зарегистрированы ли вы в ЕИС, после этого открывает спецсчет и уведомляет об этом ЭП.

Могу ли я использовать расчетный счет компании, если он открыт в одном из 18 отобранных банков?

Да, но нужно заключить дополнительное соглашение с банком к существующему расчетному счету, чтобы он получил статус специального. Некоторые банки рекомендуют открыть отдельный счет, чтобы не смешивать обычные финансовые операции с операциями по спецсчету. Эти вопросы необходимо прояснять отдельно в каждом банке.

Можно ли использовать 1 спецсчет для всех площадок?

Да, можно. Гораздо удобнее открыть и контролировать 1 спецсчет для всех ЭТП.

Будут ли списываться средства со спецсчета?

С участника, победившего в процедуре, будет списываться комиссия – 1% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но при этом не более:

  • 2000 рублей, если закупка проходит с ограничениями для малого бизнеса и СОНКО (социально-ориентированные некоммерческие организации)
  • 5000 рублей без учета НДС для участников всех остальных видов закупок

Если участник не открыл спецсчет (или счет по каким-либо причинам заблокирован), процедура проходила без обеспечения заявки, и средств на счете не было, то электронная площадка, на которой проводились торги, направит требование об уплате средств персонально участнику.

Также средства обеспечения со спецсчета могут быть списаны в пользу заказчика, если победитель (в процедуре) был признан уклонившимся от подписания контракта, как это происходит сейчас в рамках электронных аукционов.

Что происходит со средствами на спецсчете?

Пока идет прием заявок на участие в закупках участники могут переводить средства на спецсчет. До окончания приема нужно успеть перевести полную сумму, эти средства заблокируют в течение 1 часа после окончания приема всех заявок, и они будут доступны вновь по завершению электронной процедуры.

Резюме:

  • Не затягивайте с открытием спецсчета, иначе не сможете участвовать в закупках
  • Выбирайте банк из перечня Правительства РФ.
  • Если переводите средства с расчетного счета компании на спецсчет, открытый в другом банке, то помните, что на зачисление средств может уйти несколько дней (в каждом банке разные условия, если торопитесь, то лучше уточните у них информацию).
  • Разобраться в нововведениях вам поможет бесплатный вебинар : "Рынок закупок: Что изменится для поставщиков с 1 октября?"

Тема государственных закупок уже много лет не остается без внимания высших чиновников страны. В самом конце 2017 года в ФЗ-44 были внесены очередные изменения (ФЗ-504), вступающие в законную силу с 01.07.2018 года.

В частности, речь идет об открытии спецсчетов, без которых участие в госзакупках станет невозможным. В данной статье мы рассмотрим, что такое спецсчет, для кого он обязателен, и что на него будет зачисляться.

Для чего нужен спецсчет?

На текущий момент времени исполнитель, желающий участвовать в торгах, должен предоставить заказчику определенное обеспечение в подтверждение серьезности своих намерений.

Если речь идет об открытом или закрытом аукционе, обеспечение может иметь форму или определенной суммы денег, зачисляемой на счет, принадлежащий заказчику. При этом участник вправе самостоятельно решить, как он будет вносить обеспечение.

Если торги проходят в формате , к рассмотрению не принимаются. Исполнитель обязан перечислить нужную сумму денег, но на счет, не заказчика, а ЭТП, ответственной за проведение данного конкретного аукциона.

В то же время предполагается скорейший отказ от торгов в бумажном виде. Предполагается, что купить что-либо по ФЗ-44 можно будет только на . Уже с 01.07.2018 года в электронный формат переводятся «бумажные» конкуры типа запроса котировок или предложений. А, начиная с 01.01.2019 года, подобные торги станут только электронными.

Вносятся изменения и в вопросы, касающиеся обеспечения подаваемых на торги заявок. Уже с 01.08.2018 года, исполнитель (поставщик), желающий принять участие в электронных торгах (открытых, двухэтапных, с ограниченным участием), обязан перечислять деньги не на счет покупателя или ЭТП, а на спецсчет, открытый им самостоятельно. При этом можно прийти для открытия счета не в любой банк, а только в тот, что рекомендован Правительством РФ.

Основное требование к подобным банковским структурам - соответствие тем же критериям, что предъявляются к финансистам, размещающим на своих депозитах средства, поступающие из федерального бюджета.

При этом Минфин 27.04.2018 года издал особое разъяснение, согласно которому открытый спецсчет нельзя использовать для проведения платежей по заключенным контрактам. При этом владелец счета так же не сможет использовать средства, зачисленные на него, для того, чтобы обеспечить заявку, поданную другим участником. Один счет - один участник.


Где можно открыть спецсчет?

В мае месяце этого года Правительство еще не определилось с конкретным списком банковских структур. Есть основания предполагать, что он не будет сильно отличаться от того перечня банков, в которых уже на данный момент времени операторы открывают счета и держат деньги, перечисляемые участниками, желающими принять участие в торгах. Ознакомиться с текущим списком банков можно на ЕИС, перейдя в раздел «Документы».

В марте 2018 года в данном списке числилось 62 банка, в том числе, практически все наиболее крупные, имеющие развитую филиальную сеть.

В то же время Правительство РФ прорабатывает постановление, согласно которому участники торгов смогут использовать в качестве специальных свои обычные счета при наличии соответствующего соглашения с банком. Ознакомиться с проектом Постановления можно на сайте regulation.gov.ru., публикующем проекты готовящихся к вводу в действие нормативных документов. Чтобы текущий счет был использован в качестве специального, необходимо соблюсти ряд дополнительных требований:

  • Банку даются полномочия блокировать нужную сумму денег для обеспечения заявки.
  • Деньги могут быть списаны в случае необходимости в инкассовом порядке. Собственник счета в известность об этом не ставится.

Перечень банков для открытия спецсчета.

В сентябре 2018 года был опубликован список банков для открытия спецсчета, на который вносятся предназначенные для обеспечения заявок деньги участников закупок по № 44-ФЗ и по № 223-ФЗ:
1. ПАО «Сбербанк России»
2. ПАО «Банк ВТБ»
3. АО «Газпромбанк»
4. АО «Российский Сельскохозяйственный банк»
5. АО «Альфа-Банк»
6. ПАО «Московский Кредитный банк»
7. ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие»
8. АО «Райффайзенбанк»
9. ПАО «Росбанк»
10. АО «Всероссийский банк развития регионов»
11. ПАО «Промсвязьбанк»
12. АО «Акционерный Банк «Россия»»
13. ПАО «Банк «Санкт-Петербург»
14. ПАО «Совкомбанк»
15. ПАО «Российский национальный коммерческий банк»
16. АО «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»»
17. АО «ОТП Банк»
18. АО «ЮниКредит Банк».


Как будет строиться взаимодействие между участниками торгов, банками и ЭТП?

В соответствии с новым распоряжением каждой (речь идет пока только о федеральном уровне) надлежит заключить соответствующие договора со всеми банками, входящими в перечень, рекомендованный Правительством. Только после этого банк получит право и возможность открывать специальные счета участникам аукционов. Все документы, передаваемые между банками и , должны иметь вид электронного документа.

Если организация или предприятие выражает желание принять участие в электронных торгах, оно должно заранее внести на счет сумму, достаточную для покрытия обеспечения. Как только срок подачи заявок по данному аукциону истекает, банк блокирует нужную сумму.

Важно: на текущий момент времени деньги блокируются сразу после подачи заявки. В этом плане участников ждут небольшие изменения.

Как только прием заявок заканчивается, оператору ЭТП дается не более одного часа на то, чтобы уведомить банки о том, кто участвует в торгах, и какие суммы подлежат блокировке. Банку, в свою очередь, так же дается один час с момента получения уведомления на то, чтобы провести блокировку указанной суммы.

Важно: если на дату и час окончания приема заявок на спецсчете участника не будет нужной суммы, заявка будет возвращена ее подателю.

Если торги прошли, деньги подлежат разблокировке, банк обязан это сделать в течение одного дня после получения документа от оператора ЭТП.

Схема, на первый взгляд, выглядит громоздкой и не самой удобной. В то же время предполагается, что банки на деньги, размещенные на спецсчете будут начислять проценты по ставке, определяемой соглашением между банковской структурой и владельцем счета.

Как появилась идея перейти на использование спецсчетов?

До недавнего времени операторы ЭТП держали на своих счетах значительные суммы денег, поступающие от участников в качестве обеспечения. При этом операторы имели право размещать эти деньги на банковских депозитах и получать за это проценты, исчисляемые миллиардами в год.

С участниками торгов никто прибылью не делился, но при этом плату за участие в торгах так же не начисляли и не взымали. Правительство решило сделать систему более прозрачной и исключить операторов ЭТП из схемы прохождения денег между участниками. При этом операторы потеряют возможность зарабатывать на финансах, им не принадлежащих.


Что получают участники торгов от введения спецсчетов?

Новая схема оплаты гарантии дает потенциальным поставщикам и плюсы, и минусы. К первым относится то, что на свои деньги теперь можно получать определенный процент, как за размещение на банковском депозите. Если сумма блокируется приличная, то и проценты можно получать достаточно не плохие. Плюс ко всему, деньги «не уходят» со счета, сокращается время на переводы их туда-обратно.

К минусам можно отнести возможное введение платы за участие в аукционах. Правительство уже готовит соответствующее постановление. Планируется установить предельный размер платы за участие в любых аукционах, проводимых в электронном формате.

При этом предполагается, что заплатить обязан будет только тот участник, который объявлен победителем. С него возьмут сумму, равную 1% от НМЦК. Не планируется вводить плату за участие в размере, превышающем 5000 рублей. Если же участниками торгов будут субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации, то плата за участие не превысит 2000 рублей.