Понятие и характеристика финансов. Лекции общая характеристика финансов. Сферы и звенья системы финансов

Ключевые термины:

Ø финансовая система,

Ø сферы финансовых отношений,

Ø звенья финансовых отношений,

Ø государственные финансы,

Ø финансы предприятий,

Ø страхование,

Ø финансы домохозяйств,

Ø международные финансы,

Ø финансовый рынок,

Ø бюджет государства,

Ø целевые государственные фонды,

Ø государственный кредит,

Ø принципы построения финансовой системы.

2.1. Финансовая система Украины: Понятие, структура и общая характеристика ее сфер и звеньев

Финансовая система существует в каждой государстве независимо от уровня ее экономического развития. Виды финансовых систем приведенные на (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Виды финансовых систем

Финансовые системы государств могут отличаться по своей структуре, поскольку они являются отражением существующей модели экономики. На сегодня в мире насчитывается более 20 различных моделей финансовых систем.

В финансовой системе сосредоточены значительные финансовые ресурсы, составляющие более 80 % от объема ВВП. Структура финансовой системы всегда динамическая. В государствах с переходной экономикой финансовые системы.

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП, соответствующую систему финансовых органов и институтов.

Финансовую систему рассматривают двумя категориями: по внутренней структурой и организационной строением.

По внутренней структуре - это совокупность относительно обособленных и взаимосвязанных сфер и звеньев, которые отражают специфические формы и методы финансовых отношений. По организационной строению - это совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками в экономике и характеризуют систему управления финансами в стране.

В составе финансовой системы выделяют следующие сферы (рис. 2.2):

централизованные финансы, основу которых составляют государственные финансы;

децентрализованные финансы, включают финансы субъектов хозяйствования (предприятий) и финансы населения;

финансовую инфраструктуру, что включает финансовый рынок и систему органов управления финансами.

Все сферы финансовой системы разделяют на отдельные звенья, имеющие тесные многосторонние взаимосвязи. Каждая сфера и звено финансовой системы занимает определенное место в регулировании финансовых отношений, решительно влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие только ей, функции.


Рис. 2.2. Структура финансовой системы Украины

Централизованные финансы - это сфера финансовых отношений по формированию централизованных денежных фондов, которые сосредотачиваются в институтах и государственных органов власти для выполнения государством своих функций, а именно: административной, военной, социально-экономической и правовой. Это основная сфера перераспределения ВВП. Уровень централизации части ВВП государством, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения ее определенным объемом финансовых ресурсов, а с другой - достаточным для формирования мощной финансовой базы предприятий для эффективного хозяйствования.

К этой сфере относятся: государственный бюджет, местные бюджеты (финансы местных органов власти), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Главным звеном централизованных финансов является бюджетная система, организационно зависит от формы государственного устройства и состоит из государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет - это главный централизованный фонд денежных средств государства, основной инструмент перераспределения ВВП. Через него осуществляется перераспределение около 40 % всего ВВП страны.

Главными доходами государственного бюджета являются налоги, которые составляют 70-90 % общей суммы доходов.

К основным налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор, пошлина.

До основных расходов государственного бюджета включают: расходы, связанные с политическими функциями государства (содержание армии, государственного аппарата управления и власти) расходы на социальные нужды (образование, наука, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение); расходы, связанные с экономическими функциями государства (государственные инвестиции в отрасли экономической инфраструктуры, субсидии частному капиталу и государственным корпорациям, расходы на внешнеэкономическую деятельность и др.).

Местные бюджеты (местные финансы) составляют финансовую базу местных органов власти и управления. Они обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и доходах, их внутренне-территориальное перераспределение. Местные бюджеты имеют полную самостоятельность, собственные и закрепленные доходные источники и право определения направлений их использование. В местных бюджетах большая доля расходов направляется на социальные потребности. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им дополнительные средства в виде субсидий, субвенций, дотаций из государственного бюджета, а также путем выпуска местных займов под определенные государственные обязательства - муниципальных облигаций.

Централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения представляют собой централизацию средств для решения конкретных задач и проблем. их характерным признаком является четко определены источники формирования и направления использования. Создание таких фондов определяется конкретными потребностями, поэтому их состав разнообразен в разных странах и в разные времена. Среди них выделяют такие, которые имеют стабильный характер, например пенсионные фонды и фонды занятости, а также те, что отражают относительно временные потребности.

Государственный кредит является достаточно специфическим звеном государственных финансов, он непосредственно связан с бюджетным дефицитом, являясь источником его покрытия. Это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой; при таких отношениях государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

В децентрализованных принадлежат финансы предприятий и учреждений частной формы собственности. Финансы предприятий и учреждений является базовым звеном всей финансовой системы, поскольку именно здесь образуется значительная часть ВВП, что является объектом распределения через финансовые отношения. Финансы предприятий представляют собой систему денежных фондов, образуются и используются для финансирования производственного процесса, обеспечение расширенного воспроизводства, материального стимулирования и социального обеспечение рабочих.

В зависимости от вида деятельности финансы предприятий подразделяют на финансы коммерческих предприятий, некоммерческих предприятий, общественных организаций.

Особенностью финансов коммерческих предприятий является то, что они работают на принципах коммерческого расчета, предусматривает получение прибыли, возмещение за счет собственных средств всех затрат на основную деятельность, а также на ее расширение и развитие.

К некоммерческим относятся учреждения, которые оказывают услуги или выполняют работы бесплатно или за символическую плату. Это прежде всего, больницы, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, библиотеки, музеи и т.д. Целью деятельности таких учреждений не является извлечение прибыли. их платежи в бюджет незначительные или вообще их нет. Главным источником финансирование расходов таких учреждений являются бюджетные средства.

Общественные организации и благотворительные фонды также относят к некоммерческих предприятий. Главным источником их функционирования являются вступительные и членские взносы, добровольные и спонсорские пожертвование. Кроме этого, общественные организации могут иметь в собственности коммерческие предприятия, которые направляют им часть полученного дохода.

В зависимости от отраслевой направленности финансы коммерческих предприятий можно разделить на финансы промышленных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий.

В зависимости от формы собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных, муниципальных, коллективных (акционерных, кооперативных, совместных, арендных), частных предприятий.

Финансы населения - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются у населения с таких источников: доходов от трудовой деятельности; доходов от капитала; доходов от движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных в виде наследства; доходов из других источников.

Финансовая инфраструктура - это совокупность институтов и элементов, которые создают благоприятные условия для функционирования всей финансовой системы. К ним относятся: система органов управления финансами; нормативно-законодательная база; подготовка специалистов; инфраструктура финансового рынка; специализированное производство (ценных бумаг, денежных банкнот, финансовой документации). Именно финансовая инфраструктура создает благоприятные условия для гармоничного функционирования всей финансовой системы и каждой ее сферы в частности. Финансовый рынок - это подсистема финансового инфраструктуры, специфическая сфера экономических отношений, где формируются и осуществляются отношения между участниками финансового рынка по поводу купли-продажи финансовых фондов. Главной предпосылкой существования финансового рынка является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах того или иного субъекта рыночных отношений с наличием источников удовлетворения таких потребностей. Финансовый рынок опосредует движение финансовых ресурсов между предприятиями, отраслями, сферами экономики, населением, государством. Основная функция финансового рынка - превращение временно свободных денежных средств (накоплений, сбережений) на ссудный капитал для инвестиций в экономику.

Финансовый рынок как сфера финансовой системы включает в себя рынок денег, кредитных ресурсов, ценных бумаг и финансовых услуг и т.д. (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Место и роль финансового рынка в финансовой системе

Существование финансовой системы предусматривает решение таких задач:

Ø формирование, концентрация и оптимальное размещение достаточных для производства определенного объема ВВП финансовых ресурсов;

Ø достижения максимальной эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов - максимизация объемов производимого ВВП на основе выбора реальной структуры форм финансового обеспечения;

Ø установление оптимальных пропорций распределения и перераспределения произведенного ВВП с целью полного обеспечения потребностей граждан, предприятий, государства;

Ø всестороннее содействие привлечению всех временно свободных средств и полученных доходов через институты финансового рынка на потребности финансового обеспечения производства ВВП;

Ø формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и установления максимальных предпосылок для использования данных средств фондов в кругообороте ресурсов.

Главной задачей построения национальной финансовой системы является обеспечение максимальной мобилизации имеющихся в обществе финансовых ресурсов и привлечения при обоснованных потребностях их извне, установление предпосылок для их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП. Движение денежных потоков через звенья и сферы финансовой системы должен способствовать формированию у каждого субъекта доходов, отражают его производительность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.


ТЕМА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ
      Сущность и функции финансов
      Роль финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта
      Сущность и функции финансов
Финансы – это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств
В экономической жизни общества постоянно возникают отношения между:
- предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;
- предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
- государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
- государством, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.
Эти отношения могут возникнуть:
- по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;
- для обеспечения адекватного использования государством функций, в которых нуждается общество;
- в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределённости и риска.
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами . При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляет собой финансовую систему, которая включает в себя государственные и муниципальные финансы (централизованные финансы), финансы предприятий, финансы страхования и финансы граждан. Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и представляет определённую группу финансовых отношений.
Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.
Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственной, торговой и финансовой деятельности, обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующих субъектов выступают ведущим звеном финансовой системы, так как именно на уровне финансов предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов.
Задачей финансов страхования – формирование страхового фонда с целью возмещения ущерба и оказания помощи при наступлении тех или иных негативных событий.
Задачей финансов граждан является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Причина, по которой финансовую систему подразделяют на эти четыре элемента, заключается в том, что формирование, распределение и использование денежных фондов в каждом из названных структурных подразделений осуществляется по разному.
Финансам как экономической категории присущи три признака, которые действуют только в совокупности: денежный характер финансовых отношений; распределительный характер финансовых отношений; финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму денежных фондов. Остановимся на каждом из этих признаков.
1. Денежный характер финансовых отношений . Процесс производства общественного продукта и обеспечение его воспроизводства опосредуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота возникают финансы.
Деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, а также как части производственных отношений. В условиях рыночной экономики понятие «финансы» отражает денежный поток, под которым понимается непрерывно происходящий во времени оборот денег.
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения есть финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления. Сущность же финансов проявляется в их специфики функций. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансы тесно связаны с кредитом. Эта взаимосвязь имеет родственную природу – товарно-денежные отношения. Функционирование финансов создаёт основу для формирования кредитных ресурсов, которые, в свою очередь, способствуют функционированию финансов. На понятие «кредит» отражает движение только временно свободных финансовых средств на условиях платности, срочности и возвратности.
2. Распределительный характер финансовых отношений. Финансы любого субъекта охватывают его денежные отношения со всеми другими участниками экономического процесса. Вступая в подобные отношения, экономические субъекты, по сути дела, распределяют между собой стоимость валового национального продукта, а также часть национального богатства (землю, недра, капитальные сооружения). В этом смысле финансы имеют первостепенное значение в рыночной экономике: сначала присваиваются деньги, а через них – материальные и нематериальные блага.
3. В отличие от денег, финансы как денежные фонды – это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.
Финансы охватывают экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием децентрализованных и централизованных денежных средств. К децентрализованным финансам относятся финансы предприятий, страхования и финансы граждан, в централизованном порядке формируются государственные финансы.
Децентрализованные фонды предприятия включают в себя фонды накопления, фонды потребления и резервный фонд.
К децентрализованным фондам относятся и бюджеты домохозяйств, формируемые в каждом конкретном случае индивидуально за счёт оплаты труда, доходов от собственности и социальных выплат государства из централизованных фондов.
Централизованные фонды денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне. Основным централизованным фондом является бюджет . Он формируется и используется на основе экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу образования и использования общественного продукта. На той же основе формируется внебюджетные централизованные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и др.
Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов. С позиции нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. Финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения национального дохода. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Финансы выполняют распределительную функцию, одновременно являясь экономическим стимулом для всех участников хозяйственного процесса: чем больше будет присвоено финансовых ресурсов, тем больше окажется возможностей для инвестирования и расширения масштабов деятельности каждого хозяйства, а также для улучшения его благосостояния. Сфера влияния финансов значительно шире, чем чисто экономические отношения, они влияют и на политику, и на культуру, и на науку, и на частную жизнь граждан.
Перераспределение национального дохода связано с территориальным и межотраслевым перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений, а также с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
С переходом к рыночной экономике в России финансы потеряли свое чисто перераспределительное значение: когда доходы хорошо работающих предприятий через государственный бюджет волевым способом безвозмездно передавались плохо работающим, убыточным. Теперь финансы воздействовать на расширение инициативы и самостоятельности всех субъектов экономики, реализацию ими принципа самофинансирования.
Стимулирующая функция. Государство с помощью системы финансовых рычагов может влиять на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении. Например, государство использует бюджетные средства на развитие приоритетных отраслей экономики, определяющих научно-технический прогресс; низкими налогами стимулируется производство, а высокими – сдерживается.
Контрольная функция. Финансы, как категория, связанная с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме обладают свойством (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостное пропорции, что и отражает контрольную функцию финансов. Контрольная функция осуществляется:
- финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования финансовых, трудовых, материальных ресурсов;
- финансовыми и налоговыми органами в части своевременности налоговых и неналоговых отчислений, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции и т.д.
Таким образом, финансы могут сигнализировать о ходе экономического процесса, разнице между доходами и расходами, приостановке движения в системе, причинах и виновниках отклонений. Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую или оперативную отчётность, ведущуюся по утверждённой государством методике и признанную достоверной.
Следует подчеркнуть, что распределительная, стимулирующая и контрольная функции финансов действуют одновременно, это стороны одного процесса.
      РОЛЬ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА
Сфера материального производства характеризуется единством четырёх стадий воспроизводственного процесса.
Первая стадия, производство – процесс взаимодействия экономических ресурсов, организуемый с целью создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Производство является основой формирования таких финансово-экономических понятий, как валовой национальный продукт, национальный доход и др.
Валовой внутренний продукт (ВВП – текущая стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение определённого года (главным образом, год) на территории страны),
Национальный доход (НД – вновь созданной за год стоимости, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов).
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей и есть та цель развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовывается) с помощью финансов.
Эти понятия, являющиеся основными макроэкономическими категориями, определяют прежде всего начало всего воспроизводственного процесса, в каждом из остальных элементов которого (производство, распределение, обмен, потребление) финансово-кредитные отношения и понятия имеют самостоятельное значение. Это значение может быть трансформировано в обобщённой направленной форме воздействия финансовых отношений на ход воспроизводственного процесса во встречном ему направлении. Такие финансовые элементы (факторы) производства, как основные и оборотные фонды, фонды оплаты труда и материального поощрения, ссудные фонды и др., являются начальным, стартовым этапом воспроизводственного процесса, который предопределяет следующую стадию движения фондов денежных средств.
Вторая стадия – распределение. На стадии распределения воспроизводственного процесса возникают такие финансовые и кредитные формы и отношения, которые составляют суть финансов. Здесь на основе специфических форм и методов финансирования стадии обмена образуются такие распределительные элементы возмещения, как инвестиционные фонды, бюджеты развития, амортизационные фонды и др. Эти финансовые элементы оказывают непосредственное влияние на формирование аналогичных по финансовому содержанию отношений стадии производства: восстановление изношенных и израсходованных основных и оборотных фондов, формирование фондов оплаты труда, использование кредитных ресурсов для производства и др.
Третья стадия – обмен (сфера обращения).
и т.д.................

Общая структура системы финансов неоднородна по своему составу. Она включает обособленные группы финансовых отношений, разли­чающиеся правовой формой и качественным составом финансовых ре­сурсов. Однако это не нарушает единства системы финансов, так как в ее основе лежат общие для всех ее элементов денежные отношения и про­цессы движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике.

Поскольку эти процессы осуществляются в публично-правовой и частноправовой формах, постольку общая система финансов делится на две большие сферы (отрасли):

1) публичные (государственные и муниципальные) финансы;

2) Частнохозяйственные финансы (финансы организаций и до­машних хозяйств).

Объединяющим началом, первичной основой системы финансов выступает денежная система страны, которая представляет собой орга­низуемую государством систему обращения денег (первичных финансовых ресурсов и инструментов).

Сферы и звенья системы финансов

Бюджет (система бюджетов)

Внебюджетные фонды (система внебюджетных фондов)

Государственный (муниципальный) кредит

Государственные финансовые резервы и резервные фонды

Частнохозяйственные

финансы (финансы организаций и домашних хозяйств)

Финансы коммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций

Финансы домашних хозяйств

Страховой рынок (финансы страховых организаций)

Фондовый рынок(финансы его профессиональных участников)

Кредитный рынок (финансы кредитных организаций)

Публичные (государственные и муниципальные) финансы об­служивают совокупность денежных отношений, возникающих в про­цессе движения финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образования и использования доходов органов государственной власти и местного самоуправления.

Основное место в системе публичных финансов занимает бюд­жет. Россия представляет собой федеративное государство, включающее и себя два уровня государственной власти (федеральный и региональ­ный) и два уровня местного самоуправления. Каждый из названных уровней власти и управления имеет свой бюджет. Поэтому в России формируется (по доходам и расходам) система бюджетов, состоящая из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий­ской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов (по­следние в свою очередь образуют двухуровневую систему).

В федеральном бюджете концентрируются наиболее крупные фе­деральные налоговые и неналоговые государственные доходы и наибо­лее значимые государственные расходы, связанные с финансировани­ем вопросов общегосударственного управления, национальной □бороны, правоохранительной системы, реструктуризации экономики и выравнивания социально-экономического развития регионов. Феде­ральный бюджет выступает основным финансовым инструментом со­циально-экономической политики федерального центра, проводимой в масштабе страны.

В региональных бюджетах аккумулируются региональные и часть федеральных налоговых доходов, средства межбюджетных трансфертов федерального бюджета и неналоговые доходы в объемах, необходимых органам власти субъектов Федерации для развития региональной эко­номики и социальной сферы, финансовой поддержки подведомствен­ных территорий, управления реализацией социально-экономической политики на региональном уровне.

На территориях субъектов РФ формируются и исполняются по доходам и расходам местные бюджеты . Состав системы местных бюджетов зависит от устройства системы местного самоуправления в кон­кретном субъекте Федерации. В зависимости от типов и количества входящих в структуру региона муниципальных образований можно выделить бюджеты муниципальных районов, городских округов, город­ских и сельских поселений. Доходная часть этих бюджетов формиру­ется за счет местных и части региональных налогов, неналоговых до­ходов от муниципальной собственности и межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. За счет средств местных бюджетов финан­сируются основная масса социальных расходов, расходов на жилищ­но-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и решение других вопросов мест­ного значения.

Внебюджетные фонды представлены в России государственны­ми внебюджетными фондами социального назначения федерального и регионального уровней. Они включают: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фон­ды обязательного медицинского страхования. Эти фонды формируют­ся преимущественно за счет поступления страховых взносов и средств бюджетов для финансового обеспечения государствен­ной социальной защиты населения 1 .

Государственный (муниципальный) кредит представляет собой заем средств органами государственной власти или местного самоуп­равления у населения, организаций, международных финансовых орга­низаций и иностранных государств путем выпуска облигаций и полу­чения международных кредитов для покрытия дефицита бюджетов. Государственный (муниципальный) кредит не всегда выделяется в са­мостоятельное звено системы публичных финансов, считаясь частью бюджета.

Государственные финансовые резервы и резервные фонды так­же являются относительно самостоятельным звеном системы публичных финансов. Они выделяются в особую форму государственных фи­нансовых ресурсов, поскольку совершают свое самостоятельное движение, подлежат обособленному учету и управлению, имеют свои методы аккумуляции средств и их расходования как запас государственных доходов и отложенные на время государственные расходы.

В современной России можно выделить два типа государствен­ных резервов и резервных фондов: стратегические и текущие.

К пер­вым относятся золотовалютные резервы, основу которых составляют золотовалютные активы Центрального банка Российской Федерации (далее Банк России).

К категории текущих финансовых активов мож­но отнести Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, формируемые преимущественно за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета. Если Резервный фонд предназначен для финанси­рования нефтегазового дефицита федерального бюджета, то Фонд национального благосостояния наряду с финансированием определен­ных социальных расходов при недостатке бюджетных и внебюджетных средств выполняет также функции стратегического запаса.

Частнохозяйственные финансы - вторая сфера (отрасль) сис­темы финансов, которая обслуживает совокупность денежных отноше­ний, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в част­ноправовой форме, образования и использования доходов организаций и домашних хозяйств в сфере производства, обмена и потребления то­варов (работ, услуг), распределения финансовых результатов и функ­ционирования финансового рынка. Частнохозяйственные финансы неоднородны по своему составу, что обусловлено спецификой финан­совой деятельности различных групп организаций и домашних хо­зяйств.

Финансы коммерческих организаций - наиболее крупное звено частнохозяйственных финансов. Обслуживая сферу материального производства и товарного обращения, где создается ВВП страны, где формируются и используются первичные доходы в экономике, это зве­но составляет основу всей системы финансов. В результате распреде­ления и перераспределения доходов коммерческих организаций обра­зуется основная масса финансовых ресурсов и доходов других звеньев частнохозяйственных и публичных финансов.

Финансы некоммерческих организаций также неоднородны по своему составу. В зависимости от организационно-правовой формы выделяют финансы бюджетных учреждений, потребительской коопе­рации, общественных и религиозных организаций, некоммерческих фондов и т.д. Характерной особенностью этих организаций является то, что они не преследуют цели получения прибыли, их доходы, как правило, не носят рыночного характера, а расходы осуществляются по сметам на основную деятельность, предусмотренную их уставом. В со­ставе финансов некоммерческих организаций выделяются финансы бюджетных учреждений (организаций), которые призваны обеспечивать бесперебойное финансирование процесса предоставления общественных благ (услуг) в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.

Домашние хозяйства могут функционировать на коммерческой основе как индивидуальные предприниматели без образования юри­дического лица, быть представлены в качестве наемных работников сферы частного бизнеса и государственных (муниципальных) струк­тур, а также в качестве пенсионеров и лиц, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, но ведущих деятельность, принося­щую доход. Возможны и смешанные варианты домашних хозяйств. От­сюда - разнообразие форм организации финансов домашних хозяйств. В результате приведения в действие финансовых инструментов и меха­низмов домашние хозяйства получают доходы от предпринимательской деятельности, в виде оплаты труда, пенсий, пособий и др., привлекают и погашают банковские кредиты, вступают во взаимоотношения со стра­ховыми и инвестиционными компаниями, делают личные сбережения, уплачивают налоги и

осуществляют расходы на ведение предпринима­тельской деятельности, на личное потребление и т.д.

Профессиональные участники финансового рынка также явля­ются коммерческими организациями, но их финансы и составляющие части финансового рынка в целом образуют самостоятельное звено системы частнохозяйственных финансов. Страховой, фондовый и кре­дитный рынки опосредуют движение первичных финансовых ресур­сов и производных от них финансовых инструментов, а их профессио­нальные участники сами по себе являются финансовыми организаци­ями, которые аккумулируют временно свободные денежные средства других организаций, государства и домашних хозяйств и направляют их обратно в экономику на производственные и другие финансово-хо­зяйственные и личные цели.

Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которое оказывает непосредственное влияние качество экономического роста на уровень общественного благосостояния.

Средства, аккумулируемые в рамках бюджетной системы, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и выполнение функций государствам и муниципалитетом. Целью функционирования бюджетной системы является построение социально-ориентированного общества посредством распределения и перераспределения ресурсов.

Стабильность функционирования бюджетной системы - один из наиболее важных показателей, характеризующий устойчивость экономики и, прежде всего состояние ее социальной сферы.

Построение современной бюджетной системы началось в 1991 году и проходило на фоне серьезных преобразований в российской экономике, которые в значительной степени определили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной системой. Особое место среди них занимают необходимость адаптации российской экономики к рыночным условиям хозяйствования, обеспечение экономической стабильности и стимулирование инвестиционной активности в национальной экономике.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов Субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В Российской Федерации сложилась трехуровневая бюджетная система:

  • 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • 2 уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3 уровень - местные бюджеты.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии российской бюджетной системе было принятие в 1998 году бюджетного кодекса РФ, который установил общие принципы бюджетного законодательства РФ и определил правовые основы функционирования бюджетной системы.

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Рис. 1.2.

Российская бюджетная система едина, но при этом все бюджеты, входящие в нее, являются самостоятельными и не включаются друг в друга.

Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство - это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

Например, система организации государственных финансов США характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом.

Через бюджетную систему перераспределяется около ѕ всех денежных средств, весь государственный долг страны.


Рис. 1.3.

Бюджетное устройство . Большое значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет - центральное звено (I уровень) бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой в стране бюджетной политики, обоснование бюджетных приоритетов, определение базовых принципов построения межбюджетных отношений. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Бюджеты субъектов РФ (II уровень) включают в себя бюджеты республиканские, областные, краевые, автономных областей (округов), а также городские бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.

В Российской Федерации 89 субъектов, что означает существование 89 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.

Областной бюджет - это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом.

Структура доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетам.

Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:

  • · налоговые доходы - федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;
  • · неналоговые доходы - доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;
  • · безвозмездные перечисления - поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.

В бюджетном кодексе предусматривается перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

  • - обеспечения функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
  • - обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;
  • - проведение референдумов в субъекте РФ;
  • - обеспечение реализации региональных программ;
  • - содержание и развитие учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
  • - прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют III уровень бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 2006 г. произошло разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов): муниципальных районов и городских округов, поселений.

Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Понятия "местный бюджет", "бюджет муниципального образования", "бюджет органов местного самоуправления" следует рассматривать как синонимы.

Доходы местных бюджетов состоят:

  • - из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы;
  • - регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги, налоги субъекта РФ;
  • - финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.

Размеры муниципальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъектов РФ.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

  • - с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
  • - осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • - обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • - обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

Для сравнения состав расходов местных бюджетов США более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений. К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29 % налоговых доходов). финансовая бюджетное государственный кредит

Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года. Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства.

Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно выделение их в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: внебюджетные фонды социального назначения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

В российской действительности концентрация значительных средств (почти равных федеральному бюджету) во внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в государственном бюджете, которая не распространилась на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит выделяется как самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.

Под государственным кредитом принято понимать, прежде всего, отношения, посредством которых образуется государственный долг . Эти отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Широко используются вклады граждан в Сберегательные и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита . Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

Функции государственного кредита: фискальная, регулирующая и контрольная.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим законодательством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья:

  • · финансы коммерческих предприятий и организаций,
  • · финансы некоммерческих организаций.

Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные (некоммерческие) организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансовые отношения каждого из этих звеньев имеют специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.