Чем грозит отсутствие инвентаризации? Порядок проведения инвентаризации. Как правильно провести инвентаризацию Если проявились лишние материалы

инвентаризация имущество документальный законодательство

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • - при смене материально-ответственных лиц;
  • - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • - при реорганизации или ликвидации организации;
  • - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Необходимо обратить внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил. Это приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки).

Следует помнить, что если бухгалтерская отчетность организации в соответствии с законодательством должна обязательно подтверждаться независимой аудиторской организацией. Отсутствие документов о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств перед годовой бухгалтерской отчетностью может служить основанием для отказа в выдаче положительного аудиторского заключения о представленной к аудиторской проверке бухгалтерской отчетности. Даже при отсутствии серьезных нарушений законодательства, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации.

Организация должна использовать эти формы и методы при составлении приказа об учетной политике и определении порядка проведения инвентаризации с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации.

Виды инвентаризаций представлены в табл. 1.

Таблица 1

Критерий

Вид инвентаризации

Отличительные особенности инвентаризации

По обязательности проведения

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

Инициативная

Проводится по решению руководителя

Плановая

Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки

По периодичности

Внеплановая

Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо если необходимость ее проведения предусмотрена законодательством

Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств

По степени охвата

Частичная

Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств

Натуральная

Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п.

По методу проведения

Документальная

Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов

Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике.

Это приложение включает в себя:

  • - график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году;
  • - даты проведения плановых инвентаризаций;
  • - перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки.

К плановым инвентаризациям относятся и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Они могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) - один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы, товары и т.п.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

В период между инвентаризациями в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля:

  • - сохранности товарно-материальных ценностей;
  • - выполнения правил их хранения;
  • - соблюдения материально-ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.

Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения. Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров.

Организация самостоятельно должна решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах.

Порядок проведения инвентаризаций организации определяют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на ее нормальную работу.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

Для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации. Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, инвентаризация может проводиться для основных средств - один раз в три года; для библиотечных фондов - один раз в пять лет. Организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разрешается проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в периоды их наименьших остатков.

Новый закон о бухучете, действующий с 1 января 2013 г., не содержит перечня случаев, когда инвентаризация является обязательной. В связи с этим у бухгалтеров возникает много вопросов. Когда необходимо проводить инвентаризацию? Какими документами руководствоваться при ее проведении? К каким последствиям может привести отсутствие данных инвентаризации? Ответы — в нашей теме номера.

Обязанность или право?

В старом законе о бухучете, действовавшем до 1 января 2013 г., было четко указано, когда организации обязаны проводить инвентаризацию (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № ­129-ФЗ). В пришедшем ему на смену Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) такого перечня нет. В нем лишь сказано, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Такая формулировка создает впечатление, что перечень обязательных случаев инвентаризации должен быть утвержден отдельным законодательным актом. И пока такого акта нет, организация сама устанавливает, когда ей проводить инвентаризацию. Но это не так.

Дело в том, что до принятия федеральных и отраслевых стандартов применяются ранее утвержденные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). То есть продолжает действовать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по бухучету), в п. 27 которого установлено, что проведение инвентаризации обязательно:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, зло­употребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К таким «другим» случаям, в частности, относятся требования об обязательном проведении инвентаризации, содержащиеся в НК РФ . Так, инвентаризация необходима при определении суммы резерва по сомнительным долгам (п. 4 ст. 266 НК РФ). При этом должна проводиться инвентаризация дебиторской задолженности на последнее число отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль организаций.

Если организация в налоговом учете формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, она обязана на конец налогового периода провести инвентаризацию указанного резерва (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях необходимо проводить инвентаризацию независимо от того, поименованы они в перечне случаев проведения инвентаризации, установленных организацией, или нет.

Порядок проведения инвентаризации

Поскольку до настоящего времени новый порядок по проведению инвентаризации не принят, нужно руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее - Методические указания).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав утверждается приказом (распоряжением, постановлением) руководителя организации. Сведения о фактичес­ком наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица (разд. 2 Методических указаний).

В отношении имущества, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть записываются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (п. 4.1 Методических указаний).

Формы документов, используемых при инвентаризации

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9 Закона № ­402-ФЗ). Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Исходя из этого определения, инвентаризация является фактом хозяйственной жизни, поскольку ее результаты могут оказать влияние на финансовое положение организации и финансовый результат ее деятельности. А значит, результаты инвентаризации должны быть оформлены первичными документами.

В новом законе о бухучете требования об обязательном применении унифицированных форм первичных документов больше нет. Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ всю первичку утверждает руководитель организации. В информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступ­лении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“» специалисты финансового ведомства разъяснили, что формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, больше не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые до­кументы).

Унифицированные формы первичной учетной документации, применяемые при инвентаризации, были утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. С 1 января 2013 г. они больше не являются обязательными к применению (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Соответственно, организации нужно либо разработать собственные формы, либо утвердить применение унифицированных форм.

При разработке собственных форм можно отталкиваться от рекомендуемых форм документов, приведенных в приложениях к Методическим рекомендациям. Разрабатываемые формы должны содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ .

Чем грозит отсутствие инвентаризации

Сразу скажем, что за сам факт непроведения инвентаризации действующим законодательством ответственность не предусмотрена. И хотя налоговые органы иногда пытаются штрафовать организацию по ст. 120 НК РФ , квалифицируя отсутствие актов инвентаризации как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налого­обложения, суды не находят в таких действиях состава правонарушения, преду­смотренного данной статьей НК РФ .

Так, в постановлении от 02.02.2010 № 17АП-13093/2009-АК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что для целей применения ст. 120 НК РФ действует принцип: только то является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что прямо перечислено в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ . Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), даже те, которые так или иначе связаны с нарушением по учету доходов и расходов и объектов налогообложения, не могут рассматриваться в качестве правонарушения по ст. 120 НК РФ . Соответственно за отсутствие актов инвентаризации и приказа об инвентаризации оштрафовать по ст. 120 НК РФ нельзя. Постановлением ФАС Уральского округа от 06.05.2010 № Ф09-3206/10-С2 это решение было оставлено в силе.

Но следует иметь в виду, что инвентаризация как механизм контроля может помочь избежать нарушений, за которые ответственность установлена. Например, при проведении проверки налоговики могут выявить излишки материально-производственных запасов, которые не были учтены в бухгалтерском учете, и посчитать их в качестве безвозмездно полученного имущества. И если это приведет к искажению любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на 10% и более и (или) к занижению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Штраф составит от 2000 до 3000 руб. Помимо этого, в случае занижения налоговой базы организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Анализ судебной практики показывает, что отсутствие данных инвентаризации может привести к отказу в вычете НДС и к невозможности учесть в составе расходов затраты в пределах норм естественной убыли. Проблемами может обернуться и списание безнадежной задолженности без проведения ежегодных инвентаризаций. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Проблемы с вычетом НДС

Такие проблемы могут возникнуть при переходе со спецрежимов на общую сис­тему налогообложения. Так, при переходе с УСН действует следующее правило, установленное в п. 6 ст. 346.25 НК РФ : суммы «входного» НДС, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налого­обложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ . Аналогичное правило действует и при переходе с ЕНВД (п. 9 ст. 346.26 НК РФ).

В обоих случаях для применения вычетов необходимо подтвердить остаток нереализованных товаров на дату смены режима налогообложения. И данные инвентаризации здесь могут оказаться очень кстати. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 30.06.2011 № А11-5001/2010 отклонил довод налоговиков о том, что общество не подтвердило, что затраты на приобретение товара, НДС по которым был предъявлен к вычету, не отнесены на расходы при исчислении налоговой базы по УСН. Суд указал, что в подтверждение наличия остатков товара на дату смены режима налогообложения и их размера общество представило бухгалтерский баланс, оборотные сальдовые ведомости, инвентаризационные описи, отчеты о розничных продажах, отчеты по проводкам, анализ счетов 41 «Товары» и 19 «Налог на добавленную стоимость», расшифровку строк книги доходов и расходов при УСН. На основании этих документов суд признал, что общество доказало наличие остатка товара и правомерно предъявило НДС к вычету.

А в постановлении от 11.06.2013 № А82-495/2012 ФАС Волго-Вятского округа рассмотрел аналогичную ситуацию при переходе с ЕНВД. В этом деле суд установил, что один из членов инвентаризационной комиссии участия в инвентаризации не принимал и инвентаризационные описи не подписывал, поэтому результаты инвентаризации в силу п. 2.3 Методических указаний являются недействительными. Кроме того, снятие фактических остатков товара было произведено по состоянию на 29 декабря. Между тем товар, по которому заявлялись вычеты, согласно документам поступил 31 декабря. В результате суд согласился с налоговиками, что из инвентаризационных описей, оборотно-сальдовых ведомостей, книги покупок невозможно достоверно установить остаток товара, который был приобретен в период осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, и не был реализован на момент перехода общества на общий режим налого­обложения. Суд пришел к выводу, что общество не подтвердило правомерность заявленных налоговых вычетов. Определением ВАС РФ от 25.09.2013 № ВАС-12624/13 в передаче дела на пересмотр было отказано.

Естественная убыль

Налоговый кодекс разрешает учитывать в составе материальных расходов потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Суды считают, что нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. А недостача может быть выявлена при приемке материальных ценностей либо по результатам инвентаризации. Именно к таким выводам пришел Арбитражный суд г. Москвы в решении от 07.03.2012 № А40-96838/11. Он разъяснил, что убыль, выявленную при инвентаризации, рассчитывают на основании документов, подтверждающих недостачу. К таким документам относятся: инвентаризационные описи и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей. Сумму недостачи определяют исходя из фактической себестоимости недостающих товарно-материальных ценностей. Поэтому суд пришел к выводу, что Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств не предусмотрено списание товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли без факта недостачи, выявленного по результатам инвентаризации. Определением ВАС РФ от 21.01.2013 № ВАС-17946/12 было отказано в передаче дела на пересмотр в Президиум ВАС РФ.

Вывод о том, что при отсутствии первичных документов, подтверждающих результаты инвентаризации, сумму естественной убыли отнести на расходы нельзя, содержится и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2011 № А42-11132/2009.

Просроченные долги

Инвентаризацию долгов важно проводить ежегодно, чтобы списать безнадежную дебиторскую задолженность в расходы того периода, к которому она относится. У организаций нет оснований включать такую задолженность в состав расходов других налоговых периодов. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.06.2010 № 1574/10.

В этом деле в результате проведенной выездной налоговой проверки общества инспекцией был установлен факт неправомерного включения в состав внереализационных расходов 2005 г. дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. По мнению налоговиков, сроки исковой давности по данным обязательствам истекли в 2004 и 2003 гг., и именно тогда и надо было списывать эту задолженность. В результате общес­тву был доначислен налог на прибыль.

Рассматривая дело, Президиум ВАС РФ указал следующее. Порядок признания расходов при методе начисления предусматривает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Следовательно, у налогоплательщика нет права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.

Указанный вывод согласуется и с положениями законодательства о бухгалтерском учете, согласно которым для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Таким образом, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание.

В постановлении Президиум ВАС РФ указал, что данное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. И суды взяли на вооружение данную правовую позицию (постановления ФАС Мос­ковского округа от 04.09.2013 № А40-79684/12-116-172; от 16.03.2012 № А40-100845/10-4-498; Восточно-Сибирского округа от 17.01.2013 № А58-3501/2011 (Определением ВАС РФ от 16.05.2013 № ВАС-5471/13 отказано в передаче дела на пересмотр); Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 № А45-725/2011).

Инвентаризация нужна и для списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Согласно п. 78 Положения по бухучету суммы кредиторской и депонентской задолженнос­ти, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации. Но отсутствие результатов инвентаризации не помешает налоговикам включить кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов. И суды их поддержат.

В постановлении от 08.06.2010 № 17462/09 Президиум ВАС РФ разъяснил, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также о финансовых результатах деятельности. Организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (п. 27 Положения по бух­учету). Нарушение этих требований, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению инвентаризации обязательств в установленный законом срок и изданию соответствующего приказа, не может рассматриваться в качестве основания для невключения кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов того налогового периода, в котором истек срок исковой давности.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2013 № А19-11729/2012 (Определением ВАС РФ от 26.08.2013 № ВАС-10799/13 отказано в передаче дела на пересмотр), Московского округа от 10.04.2012 № А40-77879/11.

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как часто нужно проводить инвентаризацию имущества и обязательств

Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

    перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;

    при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

    при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

    в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

    при ликвидации или реорганизации организации.

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

    представители администрации организации;

    работники бухгалтерской службы (например, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

    другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

В комиссию должны входить как минимум два человека.

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием "до инвентаризации на "__" __________ 201_ г.", что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны.

Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

Инвентаризационная комиссия определяет:

    наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

    виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, ), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

    состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 - 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

    по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

    по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

    по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

    по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

    по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

    по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Выявлена недостача

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. "б" п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Проводки будут такие.

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. "б" п. 28 Положения по бухучету N 34н):

    если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.

Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):

    или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

    или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):

    или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

    или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

Выявлены излишки имущества

Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в бухгалтерском и налоговом учете в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация:

Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:

    или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);

    или отчетом независимого оценщика.

Проводка в бухгалтерском учете будет такая.

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Компания обязана провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств перед составлением бухгалтерской финансовой отчетности. Компания не имеет основных средств, запасов и прочего имущества на конец года. В связи с данной ситуацией просим прокомментировать следующие вопросы:1) Должна ли Компания в таком случае проводить инвентаризацию?2) Нужно ли распечатывать «пустые» ведомости по результатам инвентаризации?3) Если не нужно проводить инвентаризацию, то следует ли подготовить приказ/распоряжение о том, что на балансе Компании имущества нет и инвентаризация не проводилась?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Результаты инвентаризации

Результаты инвентаризации зафиксируйте в инвентаризационной описи* ( не менее, чем в двух экземплярах.">п. 2.5 ). Для этого есть унифицированные бланки. Для каждого вида имущества заполните свою форму (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

Инвентаризационная опись

Опись заполните вручную или на компьютере. Подробные правила описаны в пункте 2.9 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 . Так, наименования и количество проверяемых объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. А на каждой странице описи впишите прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество, которое значится на данной странице. При этом не важно, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Излишки и недостачи

Если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостача, то оформите сличительную ведомость.* Ее составьте только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных. При этом укажите только расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ведомость заполните вручную или на компьютере. Такой порядок предусмотрен в пункте 4.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 .

Сличительные ведомости можно разработать самостоятельно. Или же проще воспользоваться формами , которые утверждены пунктом 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Такой вывод следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Несвоевременное проведение обязательной инвентаризации

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за то, что та не провела инвентаризацию, хотя была обязана

Нет, не может.

Законодательство не предусматривает наказания за непроведение инвентаризации. Проводить такие проверки в интересах самой организации.* Так можно проверить достоверность данных о своем имуществе и обязательствах (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). А без регулярных инвентаризаций имущества и обязательств бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться неправильной. И вот за это штрафы уже будут грозить как самой организации, так и ее ответственным сотрудникам ( , ).

Внимание: данные бухгалтерской отчетности могут быть признаны недостоверными, если инвентаризацию провели не по правилам либо ее результаты оформили с нарушениями.

Обнаружить это могут в ходе аудиторской проверки или, например, когда организация станет взыскивать через суд ущерб с материально ответственного сотрудника и подаст туда данные инвентаризации. Какие ошибки чаще всего допускают в ходе инвентаризации и при оформлении ее результатов, можно посмотреть в таблице .

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса