Регулирование рынка ценных бумаг в рф.  Сущность, цели и принципы регулирования российского рынка ценных бумаг Основные виды регулирования рынка ценных бумаг

Различают: Государственное регулирование рынка осуществляемое государтвенными органами. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулирование рынка. В соответствии с поставленными целями и способами их достижения регулирование участников рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 9

Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельно c ти и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

Государственное регулирование рынка, осуществляемое государтвенными органами.

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.

Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

В соответствии с поставленными целями и способами их достижения регулирование участников рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование базируется на выполнении всех законодательных и нормативных актов страны, обеспечивающее нормальное функционирование всех институтов рынка. Внутреннее регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка ценных собственных нормативных документах: уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях. С одной стороны, государственные органы регулирования стремятся к формированию всеми участниками рынка принципа саморегулирования путем передачи части полномочий непосредственно участнику. С другой же стороны, государство оставляет за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции.

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно преследует следующие цели:

Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех его участников.

Защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций.

Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования
на ценные бумаги на основе спроса и предложения.

Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и каждый риск адекватно вознаграждается.

В определенных случаях создание новых рынков, поддержка не-
обходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных
начинаний и нововведений.

Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,
снижения уровня безработицы и т. п.).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой.

2. Выделение ценных бумаг, которые прежде всего нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

3. Обеспечение конкуренции между участниками рынка.

4. Обеспечение гласности нормотворчества.

5. Соблюдение принципов преемственности российской системы
регулирования рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка. Механизм регулирования рынка ценных бумаг представлен
на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Механизм регулирования ценных бумаг

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:

Идеологическая и законодательная функции (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка).

Концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства рынка, в первую очередь на создание инфраструктуры.

Установление «правил игры» (требований к участникам операционных и учетных стандартов).

Контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций).

Создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение его открытости для инвесторов.

Формирование системы защиты инвесторов от потерь (страхование).

Предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок
других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).

Предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающих часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

В настоящее время преобладающим является косвенное регулирование рынка ценных бумаг, а именно:

Контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

Изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

Гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора и др.);

Внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

В Российской Федерации правительственные органы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, стремятся повысить роль национальных ценных бумаг на внешних рынках и национальных рынков в международном движении фиктивного капитала. Неразвитость механизма обслуживания процесса мобилизации и перераспределения прибыли корпораций приводит к отставанию в экономическом развитии, к стремлению направить капиталы за границу и оставить там доходы. При этом сдерживается развитие национальных производительных сил и страна проигрывает в конкурентной борьбе.

Государственная деятельность по отношению к бирже не должна быть запретительной. Ее цель — стимулирование и координация, забота об интересах массового держателя ценных бумаг, поощрение торговли ценными бумагами при соблюдении известных правил.

В первые годы существования фондового рынка было необходимо его регулировать. Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

В 1994 г. началась, в 1995-1996 гг. была продолжена реорганизация системы регулирования РЦБ, в рамках которой функции утверждения стандартов и правил, а также в ряде случаев лицензирования и контроля переходят к Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации. Исполнение и контроль за исполнением законов в сфере рынка ценных бумаг должны стать функцией прежде всего саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также в отдельных случаях заинтересованных министерств и ведомств, региональных комиссий по ценным бумагам.

До принятия Закона «О рынке ценных бумаг» в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциации (союзов) фондовых бирж, регистраторов, депозитариев и т. д.

Саморегулируемые организации — это некоммерческие негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий, поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка ценных бумаг являются организаторы РЦБ (биржи) и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Саморегулирование направлено в конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и эстетических норм для его участников, их ответственности перед клиентами, правил осуществления торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламенты, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.

Основные законодательные акты, регулирующие российский рынок ценных бумаг:

1. Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995-1996 гг.).

2. Закон о банках и банковской деятельности (1990 г.).

3. Закон «О центральном банке Российской Федерации» (1995г.).

4. Закон «О приватизации государственных и муниципальных пред-
приятий в РСФСР» (1991 г.).

5. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.).

6. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
(1992г.).

7. Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.).

8. Закон «Об акционерных обществах» (1996 г.).

9. Закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.).

10. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг.

11. Постановления Правительства Российской Федерации.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14162. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 26.47 KB
Общественные отношения регулируемые нормами о ценных бумагах и их рынке. Характеристика норм о ценных бумагах и их место в правовой системе. Принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг.
9234. Участники рынка ценных бумаг. Государственный контроль за рынком. Саморегулирование как форма организации рынка. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг 65.46 KB
Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг.
7813. Участники рынка ценных бумаг 15.83 KB
Главным государственным органом регулирования и контроля РЦБ в Российской Федерации является Федеральная служба по финансовым рынкам ФСФР ранее ФКЦБ. Доходом брокера является комиссионное вознаграждение. Дилерской деятельностью является совершение сделок куплипродажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг является сбор обработка хранение и предоставление данных о владельцах ЦБ.
18662. Анализ рынка ценных бумаг 14.89 KB
В современности российский рынок ценных бумаг еще формируется и играет важную и значимую роль. Именно фондовый рынок является наиболее эффективным источником привлечения капитала в экономику страны для компаний и предприятий, а для инвесторов предоставляет шанс грамотно распоряжаться своими накоплениями.
7812. Сущность рынка ценных бумаг 19.25 KB
Сущность рынка ценных бумаг. Экономическая и юридическая сущность рынка ценных бумаг.Инфраструктура рынка ценных бумаг.Налогообложение операций с ценными бумагами.
14176. Общая характеристика рынка ценных бумаг 23.65 KB
Понятие и функции рынка ценных бумагах. Внутренняя структура и виды рынка ценных бумаг. Понятие и классификация субъектов рынка ценных бумаг. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг
14164. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 30.4 KB
Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг Среди субъектов рынка ценных бумаг особое место занимают профессиональные участники. Как и тогда сегодня легальное определение профессиональным участникам рынка ценных бумаг дается посредством перечисления видов профессиональной деятельности которыми они могут заниматься.
7806. Методы анализа рынка ценных бумаг 149.21 KB
Методы анализа рынка ценных бумаг. Методология фундаментального анализа Фундаментальный анализ используется для определения реальной стоимости ценных бумаг предприятияэмитента исходя из расчета текущей стоимости активов предприятия с учётом всех видов ожидаемых доходов. Главной задачей фундаментального анализа является выявление наиболее недооценённых акций или иных ЦБ обладающих наивысшим потенциалом роста в перспективе. Таким образом определяется степень недооценки компаний по отношению к отрасли в среднем и формируется...
14144. Иные участники рынка ценных бумаг 25.67 KB
Инвесторы и защита их прав на рынке ценных бумаг. Финансовые консультанты на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
17613. Развитие мирового рынка ценных бумаг 31.82 KB
Определить понятие мирового рынка ценных бумаг, его особенности и виды; выявить исторические этапы формирования и развития мирового рынка ценных бумаг; оценить современное состояние мирового рынка ценных бумаг.

Введение

Заключение

Введение

Для чего нужно регулирование рынка ценных бумаг, деятельности его участников? Да и нужно ли оно вообще?

Естественно оно нужно, прежде всего для того, чтобы регулировать и отслеживать процессы, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.

Кто занимается регулированием рынка ценных бумаг? По каким законам осуществляется это регулирование?

На эти, и многие другие вопросы мы получим ответ ниже.

1. Понятие и цели регулирования

Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:

    • эмитентов;
    • инвесторов;
    • профессиональных фондовых посредников;
    • организаций инфраструктуры рынка…

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование р. ц. б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

    • эмиссионные;
    • посреднические;
    • инвестиционные;
    • спекулятивные;
    • залоговые;
    • трастовые и т.п.

Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

    • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
    • регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
    • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

    • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
    • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    • в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п. ;
    • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) .

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

    • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
    • отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
    • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
    • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг

Принципы регулирования российского р. ц. б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р. ц. б.

Основные принципы:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками; 2. Выделение из всех видов ц. б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; 3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке; 4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия; 5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом; 6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность; 7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р. ц. б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка; 8. Оптимальное распределение функций регулирования р. ц. б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) .

3. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

Государство на российском р. ц. б. выступает в качестве:

    • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
    • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
    • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
    • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
    • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование р. ц. б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

    • государственные и иные нормативные акты;
    • государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка

Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства осуществляется путём:

    • установления обязательны требований ко всем участника р. ц. б. ;
    • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
    • лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б. ;
    • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
    • поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них) ;
    • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.) ;
    • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.) ;
    • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) .

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р. ц. б.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования р. ц. б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р. ц. б.

Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций) , субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ц. б. и регулирует их обращение.

ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ц. б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц. б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р. ц. б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р. ц. б. страховых компаний.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р. ц. б.:

    • Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.) ;
    • Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;
    • Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.) ;
    • Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;
    • Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
    • Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.) ;
    • Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.) ;
    • Закон об акционерных обществах (1996 г.) ;
    • Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) ;
    • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
    • постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

    • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
    • осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
    • контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
    • информационная деятельность на рынке;
    • обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Заключение

Регулирование р. ц. б. – упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование охватывает всех участников рынка. бывает внутренним и внешним. Имеет 6 основных целей.

Также есть 8 принципов регулирования российского рынка ценных бумаг, которые отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Возможно государственное регулирование российского рынка ценных бумаг. Но структура органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

Ещё существуют законодательные акты, которыми и регулируется российский рынок ценных бумаг:

    • Гражданский кодекс РФ;
    • 8 законов;
    • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;
    • Постановления Правительства РФ.

Список используемой литературы

  1. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.
  2. Закон РФ "О рынке ценных бумаг", ст. 2.
  3. Миркин Я. М. "Ценные бумаги и фондовый рынок". Москва, “Перспектива” , 1995г.
  4. Серебрякова Л. А. "Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг", Финансы. - 1996, N1.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и прове­ренную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основными из указанных принципов являются:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональ­ным участником или между профессиональными участниками;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестицион­ных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Имен­но такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

Максимально широкое использование процедур раскрытия инфор­мации обо всех участниках рынка эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объектив­ного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих префере­нции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

При разделении полномочий между регулирующими органами следу­ет исходить из того, что нормотворчестве и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

    обеспечение гласности нормотворчества широкое публичное обсуж­дение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

    соблюдение принципа преемственности российской системы регули­рования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фон­дового рынка с международным. "Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и ис­пользовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

    оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управле­ния (коммерческими организациями, общественными организациями).

Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг яв-

ляется главным инструментом государственной политики на рынке ценных бу-

маг, основные задачи которой сформулированы в Концепции развития рынка

ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос-

* создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов

привлечения инвестиций в частный

сектор российской экономики и, прежде всего, привлечение частных ин-

вестиций на приватизированные предприятия.;

* создание условий для финансирования дефицита государственного бюд-

жета (прежде всего - федерального бюджета) на основе связанных с рынком

ценных бумаг методов неинфляционного финансирования

государственных расходов;

* обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования

средств населения;

* перестройка системы управления приватизированными предприятиями и

создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирую-

щего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию российских компа-

* предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть

в результате операций на рынке ценных бумаг путем защиты прав участников

рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав инвесторов;

* создание цивилизованного рынка и интеграция российского рынка цен-

ных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места

российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов;

* защита интересов и законных прав граждан, юридических лиц и госу-

дарства на основе борьбы с суррогатами ценных бумаг, борьбы с мошенни-

чеством и пресечения незаконной деятельности на фондовом рынке.

Указанные задачи носят стратегический характер, комплиментарны и

должны решаться комплексно, в увязке друг с другом. При их решении необ-

ходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных

механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в на-

родном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное

вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты

рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей госу-

дарственного регулирования, от решения которой зависит само существова-

ние рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

Вместе с тем, хотя система регулирования рынка ценных бумаг несет

значительную политическую нагрузку, она должна формироваться в четком

соответствии с необходимостью обеспечить эффективное выполнение рынком

ценных бумаг ряда экономических функций, определяющих экономические за-

дачи регулирования рынка.

Основной стратегической задачей всей системы государственного регули-

рования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соб-

людения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок

ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономи-

ческие функции - мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и

формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов

аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима

его регулирования необходимо также учитывать и комплекс конкретных эко-

номических и политических задач государства, в частности, отражающих

специфику начального этапа развития рынка, а также необходимость форми-

рования государственного контроля, обеспечивающего прозрачность и управ-

ляемость финансовых потоков в государстве (понимаемую прежде всего как

способность государства влиять на финансовые потоки в соответствии со

своими приоритетами - например, приоритетами промышленной политики).

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных

бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профес-

сиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную от-

расль рыночной экономики, обеспечивающую значительное количество высоко-

оплачиваемых рабочих мест и генерирующую значительные налоговые поступ-

ления. Таким образом, в задачи государственного регулирования входит

также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших от-

раслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за

этой отраслью. Основными практическими задачами развития этой отрасли

как части национальной экономики являются:

* стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России (в

противном случае - если операции с российскими ценными бумагами будут

осуществляться главным образом за границей - возможности развития этой

отрасли будут резко ограничены);

* обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов

по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на рос-

сийском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач непосредственно связано с задачами техничес-

кого регулирования рынка (поддержание оптимальных количественных и ка-

чественных параметров рынка) - мерами регулирования, направленными на

обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний кур-

сов ценных бумаг в результате спекулятивной игры (например, на основе

ограничения возможностей дилеров привлекать заемные средства для финан-

сирования спекулятивных операций). В ряду задач технического регулирова-

ния особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые мо-

гут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых сис-

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка

органами государственного регулирования применяются различные методы как

функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с ре-

гулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и

качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким обра-

зом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов

регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности

конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение

объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования

относятся, например, установление требований к размеру собственных

средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограни-

чение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут при-

вести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институцио-

нальное регулирование является основой регулирования банковской дея-

тельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех слу-

чаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности де-

лает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты

интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких

видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных

В отличие от методов институционального регулирования, методы функци-

онального регулирования связаны с установлением правил совершения опре-

деленных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например, во

многих странах действует законодательство, предусматривающее обязанность

брокера в приоритетном порядке (по отношению к собственным операциям)

исполнять заявки на покупку или продажу ценных бумаг, поступившие от

клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от сво-

их собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым инс-

титутам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов,

и относится к методам функционального регулирования.

Поскольку в большинстве случаев для зашиты интересов инвесторов на

рынке ценных бумаг основной акцент делается имеет именно на то, как про-

фессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состоя-

ние профессиональных участников, именно методы функционального регулиро-

вания составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуслав-

ливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной

деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие

основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил

совершения операций, они во многом смыкаются с вопросами деловой этики и

обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников

рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет

использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих

вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует

прежде всего в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участ-

никами, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенни-

чества и других противоправных действий, поддержки ликвидности и ста-

бильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной дея-

тельности. Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций

требует специализации последних по видам профессиональной деятельности,

а характер решаемых задач - формирование стандартов профессиональной де-

ятельности и принуждение к их исполнению - обуславливает необходимость

отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования.

Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по

многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным,

и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регу-

лирование.

К основным принципам регулирования относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который

заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему

саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную

функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите

прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулиро-

вания всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования

рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип мак-

симального саморегулирования, который означает, что государство регули-

рует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолют-

но необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных

функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в

саморегулируемые организации.

4. Принцип равных возможностей, означающий:

* стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через

отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

* равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регули-

рования рынка;

* гласное и конкурсное распределение государственной поддержки раз-

личных проектов на рынке ценных бумаг;

* отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функциони-

рующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

* запрет для государственных органов давать публичные оценки профес-

сиональных участников рынка;

* отказ от государственного регулирования цен на услуги профессио-

нальных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

6. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно

большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организа-

циям, именно система прямого государственного регулирования несет основ-

ную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является ос-

новой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов

государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

* Функциональное регулирование в сочетании с методами институцио-

нального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за де-

ятельностью участников рынка;

* Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при

помощи и под контролем государства;

* Распределение полномочий по регулированию рынка между госведомства-

ми на основе жесткой ответственности за результаты;

* Приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллек-

тивных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

* Приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

* Максимальное разделение рисков;

* Предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе

регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

К основным объектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) от-

1. Эмитентов ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для

исполнения своих обязанностей перед инвесторами (включая регистраторов,

аудиторов, платежных агентов и т. д.).

2. Профессиональных посредников, действующих на рынке ценных бумаг,

осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг

(включая брокерскую, дилерскую, депозитарную и иные виды

деятельности). Среди профессиональных участников рынка ценных бумаг особую роль играют

инфраструктурные организации (фондовые биржи и другие организаторы торговли, расчетные и клиринговые

организации).

3. Инвесторов и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями.

4. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на

рынке ценных бумаг (2-я группа) и деятельности по управлению инвестиция-

ми лежит лицензирование указанных видов деятельности (см. главу 15).

Следует отметить, что лицензирование в широком смысле не сводится к од-

нократному акту выдачи лицензии тому или иному участнику рынка. Речь

должна идти о систематических проверках деятельности участников рынка на

предмет выполнения требований, вытекающих из обладания лицензией на ве-

дение конкретной профессиональной деятельности.

Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит

в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммер-

ческих банков, страховых компаний или негосударственных пенсионных фон-

дов), полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) от-

несено к компетенции других ведомств. В итоге совокупное регулирование

рынка ценных бумаг в России осуществляется несколькими органами, в ком-

петенцию которых входят разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, яв-

ляются: Центральный банк России (ЦБР), Министерство финансов России

(Минфин), Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие орга-

Участие различных ведомств в регулировании деятельности субъектов

рынка ценных бумаг строится на основе предусмотренного законодательством

обязательного согласования всех нормативных актов по вопросам рынка цен-

ных бумаг всех органов государственной власти и управления, принимаемых

ими в пределах своей компетенции, с ФКЦБ России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные задачи создаваемой в России системы регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

2. Каковы экономические функции системы регулирования рынка?

3. Почему необходима система государственного контроля рынка ценных

4. Опишите методы технического, институционального и функционального

регулирования рынка.

5. Перечислите основные принципы регулирования рынка.

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование , опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование , основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование , осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.