Банковская система рф. Современная банковская система россии В банковскую систему российской федерации входят


Банковская система является одной из основополагающих частей финансовой системы любого государства, в том числе Российской Федерации. Банковская система тесно связана с отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и реализации его задач и функций, что позволяет отнести отношения в сфере банковской деятельности к предмету регулирования финансового права.

Банковское дело исторически начиналось с ростовщиков, которые в Средние века объединялись в союзы и принимали на себя солидарную ответственность перед вкладчиками, которым стало выгодно отдавать им свои деньги на хранение. Если двое лиц оказывались вкладчиками одного и того же банка, расчеты между ними могли осуществляться без участия наличных денег. Представлялось излишним, чтобы должник изымал из банка свой вклад, передавал кредитору, чтобы тот, в свою очередь, снова вносил его в тот же самый банк. За особое вознаграждение банки согласились проводить расчеты между своими клиентами сначала по устному, а потом по письменному приказу без личной явки в банк. Для этого банкир переносил деньги со счета должника на счет кредитора.

Постепенно банки сосредоточили в своих руках огромные средства, причем не все они ежедневно изымались вкладчиками. Поэтому банки начали передавать собранные средства взаймы от своего имени и в своих интересах, сначала втайне от вкладчиков, а затем открыто.

Вкладчики начали получать проценты. С этого момента банки из чисто депозитного и кассового учреждения превратились в кредитные организации. Это превращение произошло главным образом в голландский период развития банковского дела, который начался с учреждения Амстердамского банка в 1609 г.

Таким образом, банки стали получать чужие деньги на хранение и использовать их как свои собственные под свою ответственность для ссуживания третьим лицам, за счет чего предоставляя вкладчикам определенные проценты.

В этом состоит финансовая сущность банков.

Возникновение первых банков в России относится к периоду царствования Елизаветы Петровны. 13 мая 1754 г. Правительствующим сенатом были учреждены два сословных банка: Государственный заемный банк для дворянства - для краткосрочного (а с 1761 г. - для долгосрочного) ипотечного кредитования дворян и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества - для представления местным купцам краткосрочных ссуд под залог товаров, золота и серебра, а также под свидетельства и «аттестаты» городских магистратов, предоставлявших собой род поручительства, а позже и под векселя. В последующий период была создана система государственных, общественных (т.е. учреждаемых городами, земствами и сословными обществами) и частных кредитных учреждений. К 1914 г. в России уже было около 600 кредитных учреждений, не считая 1800 отделений банков

В 1917 г. все банки были национализированы. С переходом к нэпу постепенно стала складываться новая кредитная система. В период с 1922 по 1932 г. банки могли быть государственными, смешанными и частными. Наиболее распространенной организационно-правовой формой кредитной организации в указанный период являлось акционерное общество с постоянным или переменным капиталом. Общества взаимного кредита создавались в форме обществ с ограниченной ответственностью. К тому времени Постановлением IV сессии ВЦИК от 12 октября 1921 г. «в целях способствования развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также в целях концентрации денежных оборотов» был учрежден Государственный банк РСФСР. С 1 июля 1923 г. Госбанк РСФСР был реорганизован в Государственный банк СССР, а в 1929 г. учрежден его устав. Вся банковская система стала исключительно государственной.

Современная банковская система России начала складываться в связи с вступлением в силу Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 (Закон о Банке) и Закона РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90. Помимо этих в числе ключевых законов следует выделить: ФЗ «О банке развития» от 17.05.2007; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99; ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003; ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 29.07.2004; ФЗ «О кредитных историях» от 30.12.2004; ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 13.10.2008.

Значительное место в правовом регулировании банковской деятельности и функционировании банковской системы РФ в целом занимают нормативные акты ЦБ РФ.

В теории банковского права принято выделять две основные модели построения банковских систем: англосаксонскую и континентальную.

Англосаксонскую модель отличают рискованный характер, меньшая подконтрольность государству, ярко выраженный индивидуализм в достижении главной цели - получении прибыли. США, Англия, Канада относятся к государствам с подобной моделью рыночной экономики.

Европейским странам традиционно присуща континентальная модель построения банковской системы с высокой долей государственной собственности, подконтрольности банковской системы государству. Континентальная модель банковской системы принята в России, Франции, Германии и других странах.

Структура банковской системы любого государства является двухуровневой и во главе ее стоит центральный банк. В большинстве стран центральные банки являются государственными и национализированными.

Двухуровневое построение банковской системы необходимо в целях обеспечения ее финансовой стабильности, уменьшения риска банковских операций, гарантий прав вкладчиков и кредиторов посредством банковского регулирования и надзора, осуществляемого Центральным банком за деятельностью кредитных организаций.

Банковская система - это внутренне и жестко организованная как минимум на двух уровнях совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры, где центральный банк государства, как государственный орган управления этой системой, имеет значение системообразующего фактора в качестве самостоятельного верхнего уровня данной системы.

Основные признаки понятия «банковская система»:

  • наличие не менее двух уровней системы, где верхний уровень занимает центральный банк государства;
  • состоит из кредитных организаций и иных организаций, составляющих банковскую инфраструктуру (Агентство по страхованию банковских вкладов, Бюро кредитных историй, ассоциации кредитных организаций и др.);
  • особая роль центрального банка в управлении и нормативно-правовом регулировании банковской системы.

Применительно к России банковская система включает в себя (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»):

  • Банк России;
  • кредитные организации;
  • представительства иностранных банков.

До марта 2013 г. в эту структуру включались также филиалы иностранных банков (их исключение, даже при том, что де-факто филиалов иностранных банков практически не было, многими финансистами связывается с тем, что действующий в настоящее время режим функционирования филиалов иностранных банков на территории РФ предоставляет им конкурентные преимущества по сравнению с иными кредитными организациями. На них не распространяется в полном объеме действие российского законодательства, и, следовательно, они не обязаны выполнять требования нормативных актов Банка России, в том числе, касающиеся отчислений средств в фонды обязательного резервирования, представления отчетности и пр.).

Здесь нет прямого указания на иерархию отношений между указанными элементами банковской системы. Перечень элементов - закрытый.

В этой связи имеются проблемы доктринального толкования.

С позиций формально-юридического метода можно заключить, что банковская система РФ включает в себя только те элементы, которые прямо перечислены в законе, а именно Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Но в гаком случае за пределами банковской системы РФ остаются различные юридические лица, которые обслуживают банковскую деятельность, в частности государственная корпорация («Агентство по страхованию вкладов», союзы и ассоциации кредитных организаций (например, Ассоциация российских банков), банковские группы и холдинги, бюро кредитных историй. Кроме того, несмотря на закрытый характер перечня, его содержание вызывает ряд вопросов. В частности, в данной формулировке названы кредитные организации в широком смысле слова, при этом не ясно, имеются в виду только банки или также все небанковские организации (НКО), в том числе и те, которые Банк России не лицензирует. Не ясно также, входят ли в структуру банковской системы отечественные зарубежные банки и зарубежные филиалы российских банков и российских НКО.

Разные точки зрения имеются и на вопрос об уровнях банковской системы России. Приведем лишь два разных подхода к структурированию банковской системы в России:

а) верхний уровень - ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР); нижний - кредитные организации, и представительства иностранных банков, банковские союзы и ассоциации, банковские группы и холдинги, бюро кредитных историй, коллекторские агентства.

б) верхний уровень - ЦБ РФ, союзы и ассоциации кредитных организаций; нижний - все остальные элементы банковской системы: банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок и т.д.

Представительства иностранных банков также входят в банковскую систему Российской Федерации.

Представительством в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительство (в отличие от филиала) не осуществляет виды деятельности юридического лица, а лишь представляет его интересы.

Участие иностранного элемента в банковской деятельности может осуществляться в двух формах: участие иностранных инвестиций в капитале отечественных кредитных организаций и создание представительств иностранных банков на территории России.

Если в первом случае речь идет об организации, созданной по российскому законодательству и подпадающей под юрисдикцию Российской Федерации, то во втором - об иностранном юридическом лице, признаваемом таковым по законодательству государства его происхождения.

В настоящее время в Российской Федерации иностранное присутствие в банковском секторе осуществляется исключительно в первой форме.

Цель банковской системы - удовлетворение всего объема потребностей общества в банковских продуктах (услугах) в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Банковская система государства находится в тесной связи с национальной и мировой экономикой, обеспечивая суверенитет государства. От состояния банковской системы государства зависит защищенность и устойчивость национальной валюты, емкость финансового рынка, возможность интеграции иностранного капитала в национальную экономику, а также степень включения России в мировую финансовую и экономическую систему (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Спецификой банковской системы также является наличие банков, доля участия государства в уставном капитале которых превышает 50%. Среди них выделяют Сбербанк России, ВТБ, Россельхозбанк.

Группу российских государственных зарубежных банков составляют Московский народный банк (г. Лондон), Ост-Вест Хандельсбанк (г. Франкфурт-на-Майне), Евробанк (г. Париж), Донау-банк (г. Вена), Ист-Вест Юнайтед банк (г. Люксембург). Данные зарубежные кредитные организации не входят в банковскую систему России, так как созданы и осуществляют банковскую деятельность в соответствии с действующим законодательством иностранного государства их регистрации.

Помимо осуществления предпринимательской деятельности основным назначением данных банков является проведение операций со средствами бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Банки также являются кредитором государства, приобретая государственные долговые обязательства.

Ключевые понятия . Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции (ст. 1 ФЗ «О б. и б.д.»).

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 66 ГК РФ - хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью).

Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  1. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  2. размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Основные признаки понятия «банк»:

  • является особым видом кредитной организации;
  • только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
  • только банк вправе осуществлять указанные операции в этой совокупности.

Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, организация не может рассматриваться как банк. На 1 февраля 2010 г. в России было зарегистрировано 1058 кредитных организаций. При этом сохраняется тенденция сокращения количества зарегистрированных кредитных организаций. Так, на 1 января 2004 г. их было 1666.

Кредитные организации различаются в зависимости от видов выполняемых ими операций.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Эти ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

В сфере функционирования кредитных организаций также существует ряд хозяйствующих субъектов, которые формально не входят в структуру банковской системы Российской Федерации (вместе с тем по мнению многих ученых в сфере банковского права указанная и другие организации являются элементами банковской системы).

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) является государственной корпорацией - некоммерческой организацией.

Его основной целью является обеспечение функционирования страхования вкладов.

Для ее реализации Агентство организует учет банков (ведет их реестр), осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов, осуществляет учет требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения, размещает или инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

Первая система обязательного страхования вкладов физических лиц появилась в США во время Великой депрессии в 1933 г. на основании Акта Гласа-Сигала. Сначала специально созданная Федеральная корпорация страхования депозитов выплачивала не более 5 тыс. долл, на одного вкладчика. Впоследствии эта сумма была увеличена до 100 тыс. На осень 2011 г. она составляла 250 тыс. долл. Аналогичные системы страхования вкладов существуют и в других странах.

В настоящее время ССВ в различных формах существует в 104 странах мира

В России система страхования вкладов физических лиц впервые появилась с принятием ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 г. В 2004 г. было создано Агентство по страхованию вкладов.

При этом обязательное страхование вкладов физических лиц в РФ служит условием получения лицензии на ведение банковской деятельности.

Российские клиенты получают 100% суммы застрахованного банковского вклада, но не более 700 тыс. руб. по всем счетам в одном банке (вначале было 100 тыс. руб.). При этом валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ на день наступления страхового случая.

В настоящее время участниками ССВ являются 896 банков (данные на 01.03.12), в том числе:

  • 792 - действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами;
  • 12 - действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц;
  • 92 - банков, находящихся в процессе ликвидации.

Финансовой основой ССВ является Фонд обязательного страхования вкладов, за счет которого осуществляются выплаты возмещения по вкладам и покрываются расходы, связанные с организацией выплат. Размер Фонда по состоянию на 29 февраля 2012 г. составляло 164,9 млрд. руб.

Основными источниками формирования Фонда являются страховые взносы банков-участников ССВ, доходы от инвестирования временно свободных средств Фонда, имущественный взнос Российской Федерации. Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально.

Ставка страховых взносов банков устанавливается советом директоров Агентства. В обычных условиях она не может превышать 0,15% средней суммы вкладов за квартал. В настоящее время ставка страховых взносов составляет 0,1% среднего значения ежедневных остатков вкладов за календарный квартал года.

Союзы и ассоциации кредитных организаций являются самостоятельными некоммерческими юридическими лицами.

Их деятельность направлена на защиту и представление интересов своих членов, координацию их действий, развитие межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработку рекомендаций по осуществлению банковской деятельности.

Среди действующих ассоциаций можно выделить Ассоциацию российских банков, Ассоциацию региональных банков Российской Федерации.

Банковские группы и банковские холдинги не являются юридическими лицами и должны рассматриваться как неформальные объединения нескольких юридических лиц для достижения определенной цели. Основным отличием банковской группы от банковского холдинга является то, что членами банковской группы являются исключительно кредитные организации, в том числе его головная организация. В свою очередь, в банковском холдинге могут участвовать как кредитные, так и некредитные организации, при этом его головной организацией может являться только некредитная организация.

Вместе с тем Банк России ведет учет субъектов, не входящих в банковскую систему.

Союзы и ассоциации подлежат регистрации ЦБ РФ в уведомительном порядке в течение одного месяца с даты их образования. Головная организация банковской группы или холдинга также уведомляет Банк России о создании банковской группы или холдинга.

Бани классифицируют следующим образом.

По спектру банковских услуг:

  • универсальные (осуществляющие широкий круг банковских операций);
  • специализированные (оказывающие преимущественно какой- то один вид банковских услуг).

В России, как и в других странах, практика идет в основном по пути создания универсальных банков. Поэтому такая классификация является в известной мере условной.

Можно, однако, выделить банки, история создания и развития которых позволяет сделать вывод о некоторой специализации на какой-либо одной группе банковских операций.

Например, Сберегательный банк РФ преимущественно обслуживает физических лиц. Поэтому его специализация - сберегательное дело. Однако этот банк имеет генеральную лицензию и поэтому оказывает клиентуре весь спектр банковских услуг, как и любой другой банк.

Головной банк банковской группы ВТБ - ОАО «Банк ВТБ» - специализируется на обслуживании крупного и среднего бизнеса.

По стоимости активов и структуре:

  • банки, имеющие филиалы;
  • бесфилиальные.

В настоящее время тенденция развития банковского законодательства идет по пути разделения банков на категории в зависимости от стоимости активов и наличия филиальной сети. Об этом свидетельствует использование в нормативных актах Банка России термина «крупная кредитная организация с широкой сетью подразделений», под которой понимается кредитная организация, имеющая подразделения более чем в 80% субъектов Российской Федерации и стоимость активов 1,5 трлн руб. и более.

По форме хозяйственного общества:

  • акционерные;
  • паевые банки.

Паевыми называются банки, созданные в организационно- правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Такое название не носит правового характера, а является исторически сложившимся.

По форме собственности:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные;
  • банки с иностранными инвестициями.

Государственные банки . Государственный банк - это кредитное учреждение, находящееся в собственности государства, управляемое государственными органами и имеющее в своем активе только государственный капитал, тогда как коммерческие кредитные организации финансируются исключительно частными лицами или структурами.

Государственные банки играют важную роль в регулировании экономики страны, осуществляют контроль над деятельностью частных банков, оказывают непосредственное влияние на международные кредитные операции, обеспечивают финансирование государственных программ. Государственные банки финансово обеспечивают проведение экономической политики государства в области кредитования, оказывать влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции.

Можно назвать лишь три банка, которые в настоящее время однозначно имеют все государственные признаки: ЦБ РФ; Внешэкономбанк (Российский банк развития); Россельхозбанк.

К банкам с государственным участием относятся: Сбербанк РФ; Газпромбанк; ВТБ; ВТБ-24; ТранскредБанк; Банк Москвы; «Возрождение».

Это банки с федеральным участием.

Помимо этого есть банки с участием региональных и местных органов власти либо же с участием компаний с долей государства.

Частные банки создаются юридическими и физическими лицами на общих основаниях.

На территории Российской Федерации могут создаваться банки с иностранными инвестициями.

Кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов.

Российские банки с иностранным участием могут открываться на территории РФ только в пределах квоты (предельного размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О банках и банковской деятельности» размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такой федеральный закон отсутствует. В 1993 г. решением Совета директоров ЦБ РФ (протокол № 13 от 29 марта 1993 г.) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%.

Особое место в банковской системе РФ занимают ЦБ РФ и Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэконбанк).

О ЦБ РФ подробно речь пойдет ниже.

Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), - государственная корпорация, правовой статус которой, в том числе порядок реорганизации и ликвидации, регулируется ФЗ «О банке развития».

Правовой статус Внешэкономбанка, его организационно-правовая форма (государственная корпорация) и перечень полномочий, предоставленных ему специальным ФЗ «О банке развития», позволяют говорить о том, что Внешэкономбанк не является в прямом смысле банком. Он осуществляет банковскую деятельность не на основании лицензии Банка России, как делают это другие организации, осуществляющие деятельность в банковской сфере, а на основании ФЗ «О банке развития».

Такой подход закреплен в ст. 13 Закона «О банках и банковской деятельности», которой установлено, что Внешэкономбанк вправе проводить банковские операции; это право предоставлено ему на основании ФЗ «О банке развития».

Осуществление Внешэкономбанком банковских операций в контексте ФЗ «О банке развития» рассматривается как оказание публичных услуг от имени государства - посредством участия в реализации государственной политики, представляющей собой совокупность властных методов вмешательства в процессы гражданско-правовых правоотношений субъектов управления.

Такие методы Внешэкономбанк может применять, например, при косвенном участии в государственной ценовой политике, осуществляя страхование политических рисков, либо при участии в государственной инвестиционной политике - при реализации федеральных целевых и государственных инвестиционных программ, включая внешнеэкономические, предусмотренные различными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Целью этой деятельности является обеспечение повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в РФ и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Внешэкономбанк ограничен в осуществлении предпринимательской деятельности. Так, предпринимательская деятельность осуществляется Внешэкономбанком постольку, поскольку это служит достижению указанных выше целей. Прибыль Внешэкономбанка расходуется исключительно на достижение целей его деятельности.

Особенностью правовою положения Внешэкономбанка является то, что государственная корпорация вправе без лицензии. Банка России на основании федерального закона осуществлять банковские операции.

Небанковские кредитные организации (НКО) . Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, которая имеет право осуществлять только отдельные банковские операции.

Допустимые сочетания банковских операций для отдельных видов небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В статье 10 ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливаются специальные требования к содержанию устава кредитной организации в виде перечня дополнительных сведений, которые должны включаться в него наряду со сведениями, предусмотренными федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации должен содержать:

  1. фирменное наименование;
  2. указание на организационно-правовую форму;
  3. сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
  4. перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках;
  5. сведения о размере уставного капитала;
  6. сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях.

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. На практике единоличный исполнительный орган банка чаще всего носит название председателя правления или президента банка, а коллегиальный исполнительный орган - правления банка.

Согласно ст. 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности использованием слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Кредитные организации являются юридическими лицами, на которые возложена обязанность публичной отчетности.

В соответствии со ст. 8 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана:

а) ежеквартально публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

б) ежегодно публиковать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.

Банковская система РФ представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции/сделки, т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические небанковские кредитные организации (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера - вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами и т.д.).

Много недоразумений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Автор учебника «Банковское дело: управление и технологии» А.М. Тавасиев утверждает, что развитая банковская система как элемент рыночной

Рис. 1. Структура банковской системы РФ

экономики должна и может быть только двухуровневой. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред проф.А.М.Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С.28. Однако автор другого учебника «Банки и банковское дело» И.Т.Балабанов считает, что в странах с развитой рыночной экономикой банковская система сложнее и организационно более многообразно и состоит из трех звеньев. (рис.2.) Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. - СПб.: Питер, 2001. - С.38, 42.

Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

Банковская система состоит из 4-х элементов, которые группируются в 2 уровня. Первый уровень - Центральный банк РФ. Второй уровень составляют коммерческие банки (их филиалы и представительства), небанковские кредитные организации и ассоциации коммерческих банков. Центральный банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего органа всей банковской системы страны. Центральный банк (цб) осуществляет следующие функции:

Ш монопольно выпускает деньги в обращение;

(b) Центральные банки

Коммерческие банки

Сберегательные банки

Инвестиционные банки

Ипотечные банки

Специализированные отраслевые банки

(d) Специализированные небанковские

кредитно-финансовые учреждения

Инвестиционные фонды

Инвестиционные компании

Пенсионные фонды

Финансовые

компании

Страховые

компании

Ломбарды

Благотворительные фонды

Ссудосберегательные ассоциации

Кредитные союзы

Рис. 2. Структура трехуровневой банковской системы

  • Ш хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банка банков»;
  • Ш выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды:
  • Ш осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;
  • Ш ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует государство;
  • Ш регулирует курс национальной валюты и координирует зарубежную деятельность частных банков своей страны;
  • Ш хранит централизованный золотой и валютный запас;
  • Ш устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т.ч. официальную ставку ЦБ по кредитам;
  • Ш проводит научные исследования;
  • Ш определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
  • Ш формирует эффективный механизм денежно-кредитного регулирования экономики.

Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.

Коммерческие (не эмиссионные) банки -- это второй уровень банковской системы и в то же время это костяк кредитной системы, который концентрирует основную часть ее кредитных учреждений. Их деятельность довольно велика, поэтому их еще называют универсальными банками. Сегодня коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая лизинг, факторинг, форфейтинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания.

Еще один элемент банковской системы - банковская ассоциация - общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также в целях координации и совершенствования их деятельности.

Главный вопрос, связанный с банковской системой, - вопрос о ее качестве, т.е. о ее жизнестойкости и эффективности функционирования в составе и в интересах экономической системы страны в целом. В конечном счете, именно с данной точки зрения интересны и вопросы количества кредитных организаций, и их группировок на те или иные элементы и уровни системы.

Не всякая совокупность кредитных организаций, сколько бы их ни было в стране, составляет банковскую систему. Система реально существует, если выполняются следующие критериальные условия.

  • 1. В стране в достаточном количестве действуют банки и небанковские кредитные организации. При этом «достаточная» величина может быть определена только эмпирическим путем, причем применительно к условиям конкретных территории, когда главным ориентиром выступает объем платежеспособных потребностей предприятий, организаций и населения в банковских услугах.
  • 2. Банковские операции в стране проводят только получившие соответствующие лицензии кредитные организации.
  • 3. В стране действует и эффективно справляется со своими, только ему присущими функциональными обязанностями и установленными полномочиями центральный банк.
  • 4. Действуют самые различные (по формам собственности, по организационно-правовым формам, размерам или масштабам деятельности, территориальному признаку, характеру деятельности и т.д.) экономически целесообразные (рентабельные) пилы коммерческих банков и небанковских кредитных организаций, охватывающие все сферы национальной экономики и внешнеэкономические связи, занимающие все реально имеющиеся сегменты (ниши) рынка финансов и ссудного капитала, осуществляющие такой спектр операций, который полностью покрывает спрос субъектов экономики на банковские услуги на каждой данной территории (в каждом регионе).
  • 5. Банки и другие кредитные организации в разнообразных формах регулярно взаимодействуют в рамках законных процедур с клиентами, центральным банком и другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями. 5 Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред проф.А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С.29.

Если приложить любое из перечисленных условий к отечественной банковской практике, то очевиден вывод о том, что банковская система России пока еще пребывает в своем эскизном, «черновом» варианте. Такой вывод подтверждается и тем обстоятельством, что перечисленные условия, носящие преимущественно формальный, внешний характер, - это еще не все и притом не самые жесткие требования, которые должны предъявляться к качеству банковской системы. В роли таких более строгих критериальных требований выступают подтверждаемые мировой и отечественной практикой принципы формирования и функционирования здоровой и эффективной банковской системы. К их числу относятся:

  • Ш принцип управляемости (развитие на основе прогнозирования, планирования и программирования);
  • Ш принцип эволюционности (постепенность и основательность развития);
  • Ш принцип адекватности (адекватность реальному сектору экономики и адекватность элементов банковской системы друг другу, т.е. их совместимость, согласованность действий, взаимодополняемость, единство принципов и способов работы);
  • Ш принцип функциональной полноты (наличие всех необходимых элементов системы в нужных пропорциях);
  • Ш принцип саморазвития (способность противостоять угрозам стабильности и способность совершенствоваться);
  • Ш принцип открытости (свобода входа и выхода из банковской системы, информационная прозрачность действий);
  • Ш принцип эффективности (включая эффективность для клиентов и для экономики страны в целом);
  • Ш принцип адекватного правового сопровождения.

Практически каждый из названных принципов и требований в большей или меньшей мере не выполняется отечественными банками и всей их совокупностью. Именно поэтому банковский кризис, пик которого пришелся на август 1998 г., был закономерен и неизбежен. Он был, в частности, проявлением того, что совокупность действующих в России кредитных организаций еще далеко не обрела обязательных признаков органичной системы. Формирование такой системы остается актуальной задачей на перспективу.

Одним из условий нормального функционирования современной рыночной экономики является наличие четко организованной банковской системы. Банковская система -- один из важнейших элементов экономической системы государства. Банковская система Российской Федерации имеет двухуровневое построение: первый уровень - Банк России; второй уровень - коммерческие банки, небанковские кредитные организации.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), является важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Банк России не входит ни в одну из трёх ветвей власти - законодательную, исполнительную и судебную. По статусу он является относительно независимым в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закреплённых за ним функций и полномочий. Центральный банк Российской Федерации подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона о Банке России). Согласно данной статьи Государственная Дума: назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации; рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; рассматривает годовой отчёт Банка России и принимает по нему решение и т.д.

Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру. Она включает в себя Банк России, который представляет собой верхний уровень банковской системы, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков -- второй уровень.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г. к кредитным организациям относятся юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

Банк -- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • 1. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • 2. размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  • 3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация -- это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, которым запрещено осуществлять банковские операции. Цель их деятельности -- не получение прибыли, а защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. В РФ крупнейшей является Ассоциация российских банков (АРБ).

Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру. Она включает в себя Банк России, который представляет собой верхний уровень банковской системы, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков - второй уровень.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» (источник) к кредитным организациям относятся юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

В РФ выделяют два типа кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая по российскому законодательству в отличие от всех других финансовых посредников имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

Размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, биржи, брокерские, дилерские фирмы и д. Но банки как субъекты финансовой системы имеют два существенных признака, отличающих их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, облигации, векселя), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости их активов и пассивов, распределяют среди своих акционеров.

Кроме банков банковские операции могут осуществлять и организации, которые называются небанковскими кредитными организациями.

Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков. Иностранным банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Запрет на открытие и операции иностранных банков в РФ был снят с 1 января 1996 года. На деятельность филиалов и представительств иностранных банков распространяется правовое регулирование банковской деятельности в России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, которым запрещено осуществлять банковские операции. Цель их деятельности - не получение прибыли, а защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. В РФ крупнейшей является Ассоциация российских банков (АРБ).

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране.

Центральный Банк - самостоятельная, но подконтрольная государству кредитная организация, в основные задачи и функции которой входят:

  • -обеспечение устойчивости национальной валюты, минимизация инфляции (эмиссия наличных денег и организация их обращения), определение системы, порядка и формы расчетов, разработка и проведение единой денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, валютное регулирование и валютный контроль;
  • -обеспечение эффективности и стабильности банковской системы (государственная регистрация, выдача и отзыв лицензий коммерческих банков, установление правил бухгалтерского учета, организация банковского аудита, надзор за деятельностью банков, кредитор последней инстанции коммерческих банков, проведение банковских операций по поручению Правительства).

Организационно-правовая форма Центрального Банка представляет собой унитарный банк со 100%-ным участием государства в его капитале.

Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Банковская система представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.

Все банковские системы принято делить на виды. По степени централизации управления и характеру взаимодействия банковских организаций они бывают централизованными (административными) и рыночными. Централизованные банковские системы существуют в условиях командно-административной экономики и характеризуются государственной монополией на банковское дело. По сути, в такой ситуации в стране функционирует один или несколько государственных банков с множеством отделений на местах. Рыночная банковская система основана на различных формах собственности на банки. Она предполагает функционирование множества банков, различающихся организационной формой, спецификой операций и т.д. За банковской деятельностью осуществляется надзор, ее регулирование происходит преимущественно экономическими методами.

Кроме того, в зависимости от соподчиненности элементов, банковские системы делят на одноуровневые и двухуровневые. Одноуровневая банковская система функционирует, если входящие в нее банки находятся на одной иерархической ступени, и между ними не существует разделений функций и отношений соподчинения. Такая система была характерна, например, для исторического этапа развития, когда в странах еще не существовало центральных банков и действовали только коммерческие, которые выполняли все банковские функции, в том числе и эмиссионную. Двухуровневая банковская система существует в настоящее время в большинстве стран мира. Она включает центральный банк, который образует первый, верхний уровень системы, и коммерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень.

Современная банковская система России является рыночной и состоит из двух блоков – Центрального банка РФ и коммерческих банков.

Центробанк России – центральный банк государства

Центральный банк РФ (Банк России) является центральным банком страны. Он подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая назначает его Председателя, по представлению Президента России, и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Основные его задачи – это:

Обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
- организация денежного обращения, расчетов и валютных отношений;
- защита интересов кредиторов и вкладчиков путем определения правил деятельности коммерческих банков и контроля за их соблюдением;
- содействие развитию экономики, созданию единого рынка страны и его интеграции в мировую экономику.

Центральный банк России регулирует деятельность коммерческих банков в целях создания общих условий для их функционирования и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции. В текущую деятельность коммерческих банков Центральный банк не вмешивается. Регулирующие и контрольные функции Центробанка направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы. С этой целью он определяет порядок формирования банками фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков, а также устанавливает для них ряд экономических нормативов, среди которых: минимальный размер уставного капитала; показатели ликвидности баланса; размер обязательных резервов, размещаемых в Центробанке РФ и т.д.

Коммерческие банки в России

Создание и функционирование коммерческих банков в РФ основывается на Законе «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, то есть совершают широкий круг операций на финансовом рынке. К этим операциям относят предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдачу гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. д.

Запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли материальными ценностями, всех видов страхования.

Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство – по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Банки в России могут создаваться на основе любой формы собственности: частной, коллективной, акционерной, смешанной, государственной. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Такие банки могут быть совместными (их уставной капитал формируется за счет средств резидентов и нерезидентов) и иностранными (уставной капитал формируется исключительно за счет средств нерезидентов).

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Следует отметить, что для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ.

В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания клиентов, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. Филиалы банка – это обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.

Основной целью деятельности представительств банка является представление его интересов, осуществление защиты, изучение рынка банковских услуг на определенной территории. Представительства не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции.

Современное состояние российской банковской системы

В последние годы российская банковская система интенсивно развивается, и в этом развитии наметились положительные тенденции. Кредитные организации стали стремиться к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские технологии (клиент-банк, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т.д.), различные виды кредитования (потребительское, ипотечное и др.).

Тем не менее, по всем показателям банковская система России значительно отстает от развитых стран. Несмотря на высокий рост, объем выдаваемых кредитов не соответствует задачам экономического роста, стоящим перед страной. В структуре источников финансирования капиталовложений российских предприятий доля банковских кредитов остается по сравнению с развитыми странами незначительной – всего 8-10 % (США – 40 %, ЕС в среднем – 42-45 %, Япония – 65 %). Большая часть населения не включена в систему банковского обслуживания. По данным статистики, в России банковские счета имеют только 25 % россиян, в то время как в западноевропейских странах – все взрослое население. Меньше 10 % населения пользуются пластиковыми картами, когда в развитых странах на каждого жителя приходится 1-2 карты.

Острым является вопрос насыщения банковскими услугами регионов, потому как потребительское кредитование, ипотека, банковские карты популярны только в крупных городах.

Среди причин низкого уровня развития банковской системы экономистами называются следующие:

1. Вследствие того, что экономический рост в России поддерживается главным образом за счет энергосырьевого экспорта, государство не уделяет должно внимания развитию банковской сферы. До сих пор не сформулирована четкая модель построения необходимой государству банковской системы, не созданы необходимые условия для ее развития.

2. Российская банковская система не является инвестиционно привлекательной сферой, ее капитализация находится на недопустимо низком уровне.

3. Низкий уровень монетизации экономики, что тормозит ее развитие и развитие страны в целом.

4. Недостаточная развитость инфраструктуры оказания банковских услуг.

5. Значительный удельный вес налично-денежного обращения и финансовых потоков государства, которые проходят вне банковской системы.

6. Отсутствие адекватной защиты со стороны государства коммерческих банков, которые являются центральным элементом всей кредитной системы страны и т.д.

Литература:

1. Лаврушин О. «Банковское дело», 2006 г.
2. Тосунян Г. «Банкизация России», 2008 г.
3. Кравцова Г. «Деньги. Кредит. Банки», 2007 г.

Совокупность банков, финансовых организаций, банками не являющихся - что еще включает в себя банковская система России, каковы ее функции и роль в экономике?

По мнению аналитиков, банковская система РФ состоит из следующих составных / структурных элементов:

  • Центральный банк РФ - регулятор и надзорный орган, а также финансовая организация, оказывающая услуги юридическим лицам;

  • коммерческие банки, включая дочерние организации зарубежных банков и финансовых групп, обслуживающие корпоративных и частных клиентов;

  • небанковские финансово-кредитные организации;

  • банковская инфраструктура;

  • банковское законодательство.

Российская банковская система принадлежит к банковским системам с двумя уровнями – первый уровень это Центробанк, второй – остальные финансово-кредитные организации.


Центральный банк РФ

Центральный банк (ЦБ) РФ, также часто называемый Банком России, с 2013 года является финансовым мегарегулятором, выполняющим функции надзора над финансовыми группами (в том числе не принадлежащими к банковскому сектору), а также институтом, обладающим монополией на:

эмиссию наличных денег

управление системой осуществления расчетов и платежей

обеспечение стабильности финансового рынка страны и национальной валюты и др.

Банк России, занимающий наивысший уровень финансово-кредитной системы, имеет исключительное право выдавать и отзывать лицензии на банковскую деятельность. Развитие банковской системы - это также роль регулятора. Подробный обзор Центробанка я делал .

Коммерческие банки

Коммерческими называются все без исключения организации банковской системы страны, оказывающие частным и юридическим лицам банковские услуги. К этим услугам относятся:

  • кредитование - предоставление кредитов частным клиентам (ипотечные, автокредиты, потребительские нецелевые займы) и предприятиям, относящимся к реальному сектору экономики;

  • операции с драгметаллами;

  • валютные операции;

  • расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

  • ведение банковских счетов;

  • эмиссия банковских карт - пластиковых и виртуальных;

  • инкассация;

  • привлечение вкладов и выплата процентов согласно соответствующим договорам;

  • осуществление денежных переводов;

  • реализация банковских гарантий.

Банки называются коммерческими, поскольку в отличие от регулятора призваны вести финансово-хозяйственную деятельность, направленную на извлечение прибыли. Коммерческий статус не противоречит классификации банковских организаций на частные и государственные. К последним относятся компании с долей государства не менее 50% + 1 акция.

Также для банков предусмотрены следующие формы собственности:

  • акционерная;

  • кооперативная;

  • совместная

Кроме того, в современной банковской системе банки классифицируются:

  • на крупные, средние и малые - по масштабам деятельности и объему собственного капитала;

  • на специализированные и универсальные - по характеру осуществляемых операций;

  • на международные, всероссийские, межрегиональные и региональные - по сфере обслуживания;

  • на банки с иностранным капиталом и без иностранного капитала;

  • на многофилиальные и бесфилиальные.

Банковская система России на сегодня включает одиннадцать системно значимых компаний:

  • четыре государственных - Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк;

  • четыре частных без иностранного капитала - Альфа-банк, Московский Кредитный Банк (МКБ), ФК «Банк Открытие», Промсвязьбанк;

  • три частных с иностранным капиталом - Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, Росбанк.

Количество государственных российских банков в банковской системе сравнительно небольшое - менее двадцати, но по объему активов доля государства в 2017 году выросла до 70% против 61% на начало 2015-го. Это связано с трех крупных банковских компаний - «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка - осуществляемой Фондом консолидации банковского сектора по новой процедуре, когда санируемые банки переходят в собственность государства. Обзор фонда ФБКС находится . По окончании оздоровления кредитно-финансовые организации выставляются на продажу, но если покупателей не найдется (что прогнозируют многие аналитики), они останутся в госсобственности.

Небанковские кредитные организации (НКО)

Кредитно-банковская система РФ включает также совокупность кредитно-финансовых организаций, которые не являются российскими банками, но осуществляют отдельные банковские операции. Сокращение НКО также используется для обозначения некоммерческих организаций, так что нужно быть внимательным. Суммарный объем средств в НКО составляет несколько процентов от средств в коммерческих банках.

К небанковским кредитно-финансовым организациям относится три основных направления:

РНКО

К разряду РНКО, предоставляющих юр- и физлицам расчетно-кассовые услуги либо занимающихся валютными операциями, принадлежат:

  • клиринговые компании;

  • расчетные центры, обслуживающие платежные системы;

  • расчетные палаты и дилинговые центры, работающие на валютном и фондовом рынках.

Примеры РНКО - ООО РНКО «Платежный Центр» (расчетный центр платежной системы «Золотая Корона», эмитент платежных карт «Билайн», «Кукуруза» и др.); АО «НКО «Московский клиринговый центр», осуществляющий банковские операции в системе «Элекснет»; дилинговый центр «Альпари».

ПНКО

Деятельность ПНКО сводится к отправке и выдаче денежных переводов без открытия клиентам расчетных счетов. Примеры ПНКО - (яндекс.деньги, вебмани и др.), Юнистрим, Контакт, системы платежей операторов мобильных сетей.

НДКО

Что именно относить к небанковским депозитно-кредитным организациям? Юридически это структуры, привлекающие деньги только от юридических лиц, хотя открывать и обслуживать банковские счета НДКО не могут. Зато они могут давать банковские гарантии. Примеры НДКО — московский «Депозитный Кредитный Дом» или воронежский «Межрегиональный Центр Микрокредитования».

Итого, основные различия между банками и НКО можно представить в виде таблицы:


Однако в более широком смысле в группу НДКО можно включать и организации, работающие с физическими лицами:

  • микрофинансовые компании / организации;

  • кредитные союзы, привлекающие взносы (паи) своих членов и вклады физических лиц и на эти средства кредитующие частных лиц;

  • кредитные кооперативы

Важно : небанковские организации, привлекающие вклады, не участвуют в системе страхования вкладов, так что клиенты, принявшие решение хранить сбережения именно в них, довольно сильно рискуют. Небанковские учреждения точно так же находятся под угрозой отзыва лицензии.

О микрофинансовых организациях подробно написано , о кредитных потребительских кооперативах была информация . Организуют деятельность кредитных организаций:

Лига кредитных союзов России;

Союз сельских кредитных кооперативов;

Нац. союз некоммерческих организаций;

Фонд сельской кредитной кооперации

Банковская инфраструктура

Банковская финансовая система не может функционировать без необходимой инфраструктуры, к которой относятся:

Предотвращающая утрату российскими гражданами сбережений, хранящихся в банках. Тем самым поощряется держать деньги именно на банковских счетах. Застрахованными являются не только вклады, но и денежные средства, размещенные на счетах дебетовых банковских карт, хотя это правило распространяется не на все карточные продукты банковских учреждений России. Функции страховщика возложены на госучреждение, именуемое Агентством по страхованию вкладов (АСВ);

Независимые системы произведения расчетов между корпоративными и частными клиентами банков, а также самими банковскими организациями. Основной такой системой является SWIFT, хотя в связи с международными санкциями против России в стране уже разработана альтернативная система SPFS, на которую Москва предлагает перейти государствам Евразийского Экономического Союза;

Платежные системы осуществления операций по пластиковым и виртуальным банковским картам - MasterCard, VISA, МИР, American Express и др.;

Аудиторские организации, призванные проводить независимую проверку функционирования не только коммерческих банков, но и самого Центрального банка РФ, и не только проверку, но и подтверждение готовой финансовой отчетности;

Юридические и консультационные организации, оказывающие банкам содействие в развитии их бизнеса, представляющие их интересы при взаимодействии с органами власти, корпоративными и частными клиентами;

Поставщики технологически-информационных решений, разрабатывающие и внедряющие совместно с банками современные расчетно-процессинговые технологии, направленные на повышение уровня безопасности расчетов и других процессов;

Учебные организации, которые занимаются подготовкой и переподготовкой банковского персонала, проводящие различные семинары, тренинги, курсы повышения квалификации, также влияющие положительно на функционирование банков, поскольку их сотрудники должны овладевать новыми знаниями, навыками и умениями в условиях обновления современных технологий и внедрения новейших стандартов банковского обслуживания.

Банковское законодательство

Законодательные акты, регулирующие деятельность банковских учреждений на российской территории:

Конституция РФ;

Гражданский кодекс;

Закон о банках № 395-1 (принятый в 1990 году);

Закон о ЦБ РФ № 86-ФЗ (принятый в 2002 году)

Закон о страховании вкладов № 177-ФЗ (принятый в 2003 году)

Закон о национальной платежной системе № 161-ФЗ (принятый в 2011 году)

Закон о потребкредите № 353-ФЗ (принятый в 2013 году)