Государственный кадастр недвижимости земельное право. Государственный кадастр недвижимости. По земельным участкам

Кадастровая деятельность включает работу по сбору, обработке, хранению и изменению сведений об объектах недвижимости в России. Учету подлежит недвижимость, которая находятся за пределами РФ – временно и постоянно (морские суда, самолеты и т.д.).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2020 г. ГКН и ЕГРП были объединены в единый ресурс – ЕГРН. Это обусловлено необходимостью упорядочения сведения об объектах недвижимости. Единый информационный ресурс находится под управлением Росреестра.

Создание единой базы данных обусловлено в силу множественности права собственности на землю – государственная, муниципальная, частная и т.д.

Что это такое?

Государственный кадастр недвижимости – система данных об учете объектов недвижимости и зарегистрированных на них прав.

Регистрация объекта и внесение изменений возможно только на основании имеющегося у субъекта права – собственности, аренды, бессрочного пользования и т.д.

Система позволяет осуществлять контроль и надзор в сфере использования объектов недвижимости. Ресурс способствует достоверной оценке объектов недвижимости и использованию их по назначению.

Основная цель кадастра – учет и информационное обеспечение заинтересованных субъектов, в том числе государства и должностных лиц.

Функции

Основные направления работы государственного кадастра связаны с регистрацией и контролем объектов недвижимости, внесением изменений в сведения – на основании технической документации: , акта , .

В перечень функций государства кадастра также входит ведение реестра объектов недвижимости, в том числе в бумажной форме.

На каждый объект заводится кадастровое дело, в состав которого входит техническая и на участок.

Специалисты государственного кадастра оформляют карты – в том числе в интерактивном режиме. Росреестра позволяет найти информацию о земельном участке по адресу или , обозначенному в (выписке) на земельный участок.

Государственный кадастр недвижимости выполняет правовую, экономическую, экологическую, управленческую, градостроительную и другие функции. Информация поступает в бумажной или электронной форме. Приоритет уделяется бумажным носителям – межевой, технической, правоустанавливающей документации.

Закон

С 1.01.2017 года порядок осуществления государственного кадастра устанавливается ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. По-прежнему актуальны нормы ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости», но большая часть норма этого закона утратила силу.

Кадастровые работы выполняются с учетом ЗК РФ, Лесного кодекса РФ, специальных законов – например, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Кадастр недвижимости

Внесение информации об участке или другой недвижимости возможно с учетом первичных официальных документов – межевого плана, постановления уполномоченного субъекта, который предоставил землю или другую недвижимую собственность в пользование или распоряжение гражданина (компании).

Отдельный реестр составляют объекты землепользования стратегической направленности или участки, которые находятся в заповедниках или охраняемой государством зоне.

Кадастр представляет собой унифицированную систему учета, которая содержит информацию о расположении Государственной границы РФ, границ субъектов России и муниципальных образований.

По земельным участкам

Осуществляется на основании правоустанавливающих документов. Сам участок как объект собственности может быть снят с учета по требованию органов государственной власти или если на него не было зарегистрировано прав в течение 5 лет.

Предельный срок нахождения участка на учете без регистрации вещного или обязательственного права (собственности, аренды) ограничен 2022 годом.

Кадастровая документация на земельные участки выдается по заявлению граждан, организаций и других уполномоченных субъектов.

Регистрации также подлежат участки, которые были учтены ранее 2008 года. Для их оформления нужно предоставить кадастровый паспорт (), правоустанавливающий документ и заявление.

Другие виды

Кадастровому учету подлежат здания, сооружения, частные дома и квартиры. Сведения о них вносятся на основании технических документов, планов помещения, которые изготавливаются кадастровыми инженерами.

Сведения о большинстве объектов недвижимости находятся в свободном доступе и предоставляются по заявлению заинтересованных лиц. Отдельному учету также подлежат государственные объекты недвижимости – заповедники, природоохранные зоны, водохранилища, водоемы, в том числе пруды и т.д. Государству кадастру также подлежат полезные ископаемые.

Объекты и субъекты

Объектами ГКН являются земельные участки, лесные участки, леса, водоемы, искусственные объекты недвижимости- крупные инженерные сооружения и другая недвижимость. Понятие недвижимого имущества обозначено в ГК РФ – ст. 130.

Перечень объектов открытый. К недвижимости относятся объекты, перемещение которых повлечет их несоразмерный ущерб.

Субъектами ГКН являются правообладатели – лица, которые располагают вещными или обязательствами правами на недвижимость.

В их перечень входят физические лица (граждане, иностранцы, лица без определенного гражданства, ИП), организации (коммерческие и некоммерческие юридические лица), публично-правовые образования (государство, муниципалитеты). Сведения о субъектах вносятся на основании правоустанавливающих документов.

Получение выписки

Форма и структура выписки утверждена Приказом Минэкономразвития № 975.

В 2020 году предусмотрено 6 видов бланков:

  • об основных характеристиках недвижимости;
  • о передаче (переходе) прав на недвижимость;
  • о содержании прав на конкретный объект недвижимости;
  • о дате постановки объекта Росреестром на кадастровый учет;
  • об использовании объектов со специальным статусом;
  • о границах между регионами.

Выписка оформляется на основании заявления. Сведения о зарегистрированных правах на земельные участки (без специального статуса) доступны большому количеству заявителей. Для оформления выписки нужно предоставить паспорт.

Если заявление подает представитель, то потребуется нотариальная доверенность. Для получения документа необходимо оплатить сбор – 300 рублей в электронной форме, 600 руб. – в бумажном виде. Срок оформления составляет 3-5 рабочих дней.

Внесение изменений

На основании заявления правообладателя. Они должны быть согласованы – например, в случае с изменением границ участка вносятся поправки в межевой план.

Он подлежит переоформлению и согласованию с соседями, либо установка границ проводится в судебном порядке.

Сфера кадастрового учета и госрегистрации имущественного права в современном формате была создана в 1997-1998 году с появлением Роскадастра. Чуть позже появилась структура, государственный кадастр недвижимости (ГКН), а также ЕГРП (Единый государственный реестр права). Каждая структура выполняла свою роль, при этом зачастую дублировали деятельность друг друга. До 2017 года, чтобы получить государственные услуги из Росреестра, приходилось дважды дублировать подачу одних и тех же документов в Росреестр. С появлением нового ФЗ-218 было принято решение об объединении двух структур государственный кадастр недвижимости и ЕГРП. Теперь, любой собственник имущественного права обращается в Роскадастр, заполняет одно заявление на получение двух услуг. В конечном итоге заявитель получает выписку из ЕГРН, которая является, согласно новому закону, единственным официальным документом, который подтверждает ваше право собственности и постановку на кадастровый учет в Росреестре. В новом законе также определено, что все сведения по выписке из ЕГРН носят публичный характер и получателем сведений может быть любое физическое лицо.

Особенности работы нового государственного кадастра недвижимости

С одной стороны ГКН упразднён, а с другой стороны подразделению расширили полномочия и функции. Теперь государственный кадастр недвижимости, совместно с ЕГРП, осуществляет:
  • Реестр всех объектов недвижимого права.
  • Реестр сведений по правам и ограничениям по каждому кадастровому участку.
  • Реестр данных о границах участков в пределах России по территориальным делениям.
  • Реестр кадастровых дел, с доступом к ним заинтересованных лиц.
  • Реестр кадастровых карт.
  • Учётный регистр по документам Роскадастра.
Как видно, теперь ГКН объединил несколько структур, которые выполняют определённые действия по кадастровой недвижимости, в соответствии с требованиями нового ФЗ – 218, который был принят Государственной Думой в 2015 году, а полностью вступил в силу с 2017 года. Заметим, что некоторые положения закона были внедрены ранее. Так, с июля 2015 года перестали выдавать свидетельства о прохождении госрегистрации.

Имеют ли силу старые документы, выданные ГКН

В законе нет положения об аннулировании ранее выданных документов из Росреестра. Вместе с этим есть ряд замечаний, которые необходимо учитывать при совершении любых операций с недвижимостью:
  • Для любой новой сделки с недвижимостью, необходимо заказывать новый кадастровый документ, сейчас это выписка из ЕГРН.
  • Рекомендуется каждые 3-5 лет обновлять сведения из Роскадастра, путём заказа выписки из ЕГРН.
  • Все обновления в реестре производятся автоматически, и любое заинтересованное лицо только самостоятельно может обратиться в Росреестр и получить необходимый пакет документов. Росреестр не обязан уведомлять собственника об изменениях в статусе недвижимости.
  • До 2020 года вся кадастровая стоимость должна пройти проверку и пересмотр на предмет несоответствия, рекомендуется собственникам права самостоятельно подать сведения по уточнённой кадастровой стоимости недвижимости.
Обратите внимание, за выдачу любых сведений из кадастра, как в электронном виде, так и на бумажном носителе взимается государственная пошлина в установленном размере. Закажите необходимый тип документа на нашем ресурсе!

Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений об учтенном в установленном порядке недвижимом имуществе представляет собой интеграцию раздельно существовавших двух кадастровых систем: государственного земельного кадастра и государственного кадастра иных объектов недвижимости. Раздельное существование этих систем являлось следствием того, что земля в дореформенный период, находясь вне рамок рыночных отношений, естественно, не входила в перечень объектов недвижимого имущества. Являясь лишь объектом земельных ресурсов в числе прочих объектов природы, она имела особое содержание востребованных обществом качеств и, соответственно, нуждалась в особом порядке их государственного учета. С включением земли в перечень объектов недвижимого имущества изменился и характер востребованности ее качеств, в той именно части, в которой она характеризовалась как недвижимое имущество. Возникла объективная необходимость унификации учетных характеристик земельных участков и иных объектов недвижимости как объектов общественных отношений.

Первый шаг к такой унификации был сделан с принятием Закона "О государственном земельном кадастре", которым предусматривалось осуществление в рамках единого кадастрового мероприятия двух видов государственного учета: учета земель и учета иных объектов недвижимого имущества.

Принятый 24 июля 2007г. Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" является актом, объединяющим эти две системы в единый государственный кадастр недвижимости, одним из объектов которого является земельный участок.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с этим Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных предусмотренных настоящим Законом сведений.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Основной содержательной частью государственного кадастра недвижимости является государственный кадастровый учет недвижимого имущества, под которым понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

В соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и др. объектов недвижимости.

Положения данного Закона не применяются лишь в отношении участков недр, предприятий как имущественных комплексов, а также объектов недвижимости в юридическом смысле (воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов).

Все сведения государственного кадастра недвижимости о конкретном объекте недвижимости законодатель подразделяет на две основные группы: основные и дополнительные.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение и др.);

2) кадастровый номер и дата его внесения в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если таковым является земельный участок;

4) описание местоположения объектов недвижимости на земельном участке;

5) сведения о зданиях или сооружениях и помещениях, расположенных в этих зданиях и сооружениях, если объектом недвижимости являются помещения в зданиях и сооружениях;

6) площадь объекта, если таковым являются земельный участок, здание или помещение.

Помимо указанных выше основных сведений об объекте недвижимости могут быть внесены также следующие дополнительные сведения:

1) ранее присвоенный кадастровый номер или иной условный номер, если таковой имеет место, в том числе в случае раздела участка, выделения доли и в других случаях, в результате которых образуется новый объект недвижимости;

2) кадастровый номер земельного участка, на котором расположены строения, здания, сооружения, признаваемые объектами недвижимости;

3) кадастровые номера зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, если он является объектом недвижимости, подлежащим кадастровому учету;

4) кадастровый номер квартиры, если кадастровому учету подлежит комната этой квартиры;

5) сведения о вещных правах на объект недвижимости;

6) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объекты недвижимости и о лицах, в пользу которых они установлены;

7) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

8) сведения о лесах, водных объектах и иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если он подлежит кадастровому учету;

10) разрешенное использование земельного участка;

11) сведения о зданиях, строениях, сооружениях, которые являются объектами недвижимого имущества (назначение, состояние, вид, качество и вид материалов, количество этажей и др.);

12) почтовый или иной адрес собственника объекта недвижимости;

13) некоторые другие сведения, характеризующие индивидуальность объекта недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

В реестре объектов недвижимости осуществляются записи об объектах недвижимости в текстовой форме.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов носителей сведений об объектах недвижимости.

Кадастровые карты это тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения о земельных участках и других объектах недвижимого имущества.

3.2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости

Порядок ведения государственного кадастрового учета регулируется нормами статей гл. 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с учетом Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20 февраля 2008г. N 35.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представленных в орган кадастрового учета заявления заинтересованного в этом лица и необходимых для осуществления такого учета документов.

Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более 30 дней со дня поступления заявления.

К заявлению о кадастровом учете объекта недвижимости должны быть приложены следующие документы:

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета;

межевой план (при постановке на учет земельного участка);

документ, подтверждающий согласование границ земельного участка со смежниками;

технический план здания, строения, сооружения или иного объекта недвижимости;

копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа;

копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель и установленное разрешенное использование земельного участка.

Некоторые сведения могут содержаться в одном документе, например, категория земель и разрешенное использование участка могут содержаться в правоустанавливающем документе. В случае принятия решения об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости заявителю не позднее 20 дней со дня поступления от него заявления должны быть выданы:

кадастровый паспорт объекта недвижимости;

кадастровая выписка о внесенных в кадастровый объект изменениях (при кадастровом учете изменений объекта недвижимости);

кадастровая выписка о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

Указанные документы выдаются заявителю лично под расписку, а в случае неявки его в установленный срок отправляются заявителю по почте с уведомлением о получении.

В статьях 24 и 25 Закона рассматриваются особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости в случае:

преобразования объектов недвижимости;

образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из другого объекта недвижимости;

кадастрового учета земельных участков и отдельных типов сооружений (линейных и т.п.).

Закон о государственном кадастре недвижимости допускает возможность приостановления кадастрового учета или отказа в нем при наличии определенных установленных законом обстоятельств.

Осуществление кадастрового учета может быть приостановлено в следующих случаях:

если имеются противоречивые сведения об объекте недвижимости в представленных для кадастрового учета сведениях;

если имеет место взаимное пересечение границ учитываемого участка с другим (другими) участком (участками);

в случае частичного или полного совпадения местоположения учитываемого помещения с другим помещением;

если заявителем не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Решение о приостановлении кадастрового учета должно быть строго мотивировано указанием на конкретные причины и содержать рекомендации по устранению этих причин. Указанное решение должно быть выдано заявителю под расписку в течение 5 дней со дня его принятия. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до установления обстоятельств, послуживших основанием для приостановления учета, но не более чем на три месяца.

Закон о государственном кадастре недвижимости выделяет общие основания для отказа в кадастровом учете любого объекта недвижимости, основания для отказа в кадастровом учете земельного участка, а также специальные основания для отказа в кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка.

Решение об отказе в кадастровом учете земельного участка, как и любого иного объекта недвижимости, может быть принято в случаях, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о государственном кадастре недвижимости;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускаются в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок);

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

2) размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

3) доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;

4) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;

5) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

6) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных Федеральным законом случаев.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10\% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

3.3. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

При выполнении кадастровых работ в целях кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка местоположение границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Под заинтересованными лицами в данном случае понимаются:

1) лица собственники смежных земельных участков (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены:

гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование;

юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) землевладельцы и землепользователи, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или праве аренды на срок более пяти лет (если собственником земли является публичное образование).

Предметом согласования с заинтересованным лицом является определение местоположения границы земельного участка (в отношении которого проводятся кадастровые работы), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ либо с установлением границ земельных участков на местности, либо без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением следующих случаев:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются:

лесными участками;

земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;

земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Закон о государственном кадастре недвижимости выделяет две формы согласования местоположения границ: коллективная форма (путем проведения собрания со всеми заинтересованными лицами) и индивидуальная форма согласования с каждым заинтересованным лицом. Право выбора конкретной формы принадлежит кадастровому инженеру.

Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Извещение должно содержать в том числе сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, сведения о кадастровом инженере; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дату и время проведения собрания о согласовании местоположения границ. Полный перечень сведений, обязательных к включению в извещение, содержится в ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.

Извещение о проведении собрания должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее чем за 30 дней до дня проведения собрания. Извещение должно содержать срок для направления заинтересованными лицами возражений по местоположению границ, который не может составлять менее 15 дней с момента получения заинтересованным лицом извещения.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, когда надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием.

В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным с таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Если же местоположение границ земельных участков не согласовано с заинтересованным лицом и такое лицо представило в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

3.4. Формы осуществления кадастровой деятельности

Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Кадастровый инженер может выбрать следующие формы своей кадастровой деятельности в качестве:

1) индивидуального предпринимателя;

2) работника юридического лица на основании трудового договора.

Форму организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления кадастровый инженер выбирает самостоятельно. Сведения об этом он обязан сообщить органу исполнительной власти субъекта РФ, выдавшему ему квалификационный аттестат, и соответствующему органу кадастрового учета.

Кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров, профессиональная деятельность которых регулируется соответствующим учредительным документом (уставом, договором).

Кадастровые работы выполняются на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о государственном кадастре недвижимости договора подряда на выполнение кадастровых работ. Кадастровые работы могут выполняться также на основании судебного определения в случаях, предусмотренных законодательством.

До 1 марта 2008 г. одной из функций государственного управления земельными ресурсами было ведение государственного земельного кадастра. Несмотря на отмену нормативных актов, регулирующих отношения по ведению государственного земельного кадастра, созданная десятилетиями информационная база государственного земельного кадастра сегодня является основой формирования государственного кадастра объектов недвижимости в части сведений о земельных участках, зонах и границах земель. Прежде чем рассмотреть вопрос о государственном кадастре недвижимости, следует остановиться на ранее действовавшем законодательстве о государственном земельном кадастре.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивало принятие обоснованных решений по организации рационального использования и охраны земель. Государственный земельный кадастр являлся важнейшим инструментом информационного обеспечения управления земельными ресурсами. Если в СССР земельный кадастр охватывал только сельскохозяйственные земли, то с 1992 г. земельный кадастр РФ ведется в отношении всех земель в пределах России, независимо от форм собственности, целевого назначения и разрешенного использования.

Термин «кадастр» был образован от лат. capitastrum - реестр, свод сведений. Земельный кадастр составляли еще в Древнем Риме, Египте, где он использовался с фискальной целью для обоснования поземельного обложения налогом. В Западной Европе кадастровую оценку земель впервые произвели в XVIII в. Так же как и в западноевропейских странах, земельный кадастр в дореволюционной России служил для установления денежных сборов (налогов). Содержание и формы земельного кадастра исторически менялись. Общими чертами для всех земельных кадастров являлись учет и регистрация землевладений (землепользований), природное и экономическое описание земель и их оценка 1 .

Современные зарубежные страны имеют большой опыт регулирования отношений по ведению земельного кадастра, причем его назначение может быть различным. В одних странах земельный кадастр служит только фискальным целям и включает такие характеристики недвижимости, которые могут влиять на размеры налогообложения (фискальная (налоговая) кадастровая система). В других странах основное назначение земельного кадастра - защита прав на землю через различные системы регистрации, где фиксируется информация о владельцах, правах на недвижимость, о переходе, ограничениях, обременениях недвижимости (юридическая (правовая) кадастровая система) .

Отсутствие систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий, их учета и оценки является одной из нерешенных проблем в области реформирования земельных отношений .

Правовую основу ведения в Российской Федерации земельного кадастра составляли ЗК РФ (ст. 70), ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (введен в действие с 11 июля 2000 г.) , постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №918 «Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра» , Правила кадастрового деления территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660 , и др.

Существование отдельных систем учета земли и систем учета иной недвижимости и отсутствие единой современной информационной (картографической) системы учета этих объектов значительно затрудняет оборот земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. В настоящее время в РФ с целью обеспечения эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости, государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости ведутся работы по созданию государственного кадастра недвижимости в качестве одной из основополагающих инфраструктур государства.

Для решения существующих проблем в сфере учета земельных участков и иных объектов недвижимости были предложены два варианта создания государственного кадастра недвижимости: на уровне органов кадастрового учета субъектов РФ по единому регламенту либо на федеральном уровне. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 560 была утверждена Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)», которая основывается на создании и ведении государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне. Именно такой подход исключает возможность ведения двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» вступил в силу с 1 марта 2008 г. В настоящее время идет становление практики применения данного закона и принятие подзаконных нормативных актов, требуемых для реализации норм федерального закона. Ведение кадастра недвижимости во многом строится на тех принципах, которые были присущи порядку ведения государственного земельного кадастра, и в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров сохраняется кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. Те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет в соответствии с ранее действующим законодательством, считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным законом, и государственный кадастровый учет земельных участков признается юридически действительным. Но в целом можно констатировать существенное изменение подхода законодателя к осуществлению кадастрового учета недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных федеральным законом сведений.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с данным законом требований. В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения:

  • ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер) и сведения о его присвоении;
  • кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
  • сведения о вещных правах и об их ограничениях (обременениях) на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости;
  • сведения о кадастровой стоимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
  • сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;
  • категория земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование и некоторые другие.

Сведения государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий включают: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Государственным кадастровым учетом земельного участка признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, которые подтверждают существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных законом сведений о земельном участке. Кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости. Место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов, определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Срок государственного кадастрового учета сокращен по сравнению с тем сроком, который был определен в ФЗ «О государственном земельном кадастре» (30 дней). По общему правилу постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. В законе определены основания приостановления или отказа в государственном кадастровом учете.

По результатам кадастрового учета в зависимости от вида запрашиваемых действий должны быть выданы:

  • 1) кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • 2) кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимости;
  • 3) кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав;
  • 4) кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости.

Выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком земельном участке, является кадастровой деятельностью. С принятием закона в этом сегменте рынка появились новые субъекты - кадастровые инженеры, которые действуют на основании квалификационного аттестата. Орган Роснедвижимости должен вести государственный реестр кадастровых инженеров. Землеустроители, которые ранее осуществляли подобную деятельность, сохранили право на выполнение кадастровой деятельности до 1 января 2011 г., если они были созданы до 1 марта 2008 г.

Кадастровые работы выполняются на основании заключаемого договора подряда или определения суда. В результате кадастровых работ заказчику должен быть передан межевой план, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые сведения о земельном участке или земельных участках, а также сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ, если планируется подача заявления об учете изменений одного из земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Государственный кадастр недвижимости включен в состав единой федеральной информационной системы, в которую должен входить и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с подпрограммой «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)» государственный кадастр недвижимости создается как источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам.

  • См. подробнее: Земельный кадастр СССР. М., 1967. С. 16-27.
  • См.: Карамышева О.В., Герасимова Е.Л. Некоторые правовые аспекты создания иведения государственного земельного кадастра Российской Федерации в условияхрынка // Государство и право. 1998. № 3. С. 29.


ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"

  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Ведение гос. кадастра недвижимости
  • Глава 3. Порядок кадастрового учета
  • Глава 4. Кадастровая деятельность
  • Глава 4.1. Комплексные кадастровые работы
  • Глава 5. Заключительные положения

Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим ФЗ недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Гос. границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с ФЗ от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия народов РФ, иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений.

Является федеральным гос. информационным ресурсом.

Ведение осуществляет Федеральная служба гос. регистрации, кадастра и картографии РФ (Росреестр) и ее территориальные органы.

Для информационного обеспечения ГКН проводят топографо-геодезические, картографичес¬кие, землеустроительные, оценочные, почвенные, гео¬морфологические и иные обследования. При этом ведение ГКН заключается в последовательном сборе, обработке, учете, хранении и предоставлении сведений, проводимых по еди¬ной методике на всей территории РФ с со¬блюдением принципов единства и совместимости с другими гос. кадастрами.

Данные ГКН имеют правовой статус и обязательны при ведении единого реестра прав на недви¬жимое имущество и сделок с ним при гос регистра¬ции прав на объекты недвижимости и сделок с ними.

Сведения гос. земельного кадастра доступны, платны, предос¬тавляют их в виде выписок из форм гос. земельного кадастрового учета и копий земельно-кадастровых карт (планов).

  • 1. Геодезическая и картографическая основы ГКН. Тут должны содержаться топографические и кадастровые карты и планы, каталоги координат пунктов опорных межевых сетей, местоположение этих пунктов и типы знаков, закрепляющих их на местности. В этой базе данных также должны содержаться сведения о принятой системе координат.
  • 2. Объекты недвижимости. Тут должны содержаться сведения о виде объекта недвижимости (участок, здание, сооружение, помещение и т.д.), о его местоположении, площади, вещных правах и правообладателях, обременениях вещных прав, о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для земельных участков дополнительно должны содержаться сведения о категории земель и о разрешённом виде использования участка. Для зданий, сооружений и отдельных помещений дополнительно должна содержаться информация о назначении здания, сооружения или помещения, а также его технические характеристики.
  • 3. Государственная граница РФ, границы субъектов РФ, муницип образований и населённых пунктов. Тут должны содержаться картографическое описание гос. границы РФ, описание границ между субъектами РФ, описание границ муниципальных образований, описание границ отдельных населённых пунктов. Здесь же должны содержаться правовые документы, устанавливающие эти границы.
  • 4. Кадастровое деление территории РФ. Тут должны содержаться сведения о наименовании кадастровых округов и кадастровых районов, о местоположении границ этих единиц кадастрового деления.
  • 5. Территориальное зонирование РФ. Здесь должны храниться сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории и условия ограничений использования объектов недвижимости в пределах этих зон.
  • 1. Положения данного ФЗ не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.
  • 2. Положения данного ФЗ применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено ФЗ.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества (кадастровый учет) - действия уполномоченного органа по внесению в гос. кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровая деятельность - выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

ФЗ-221, Ст 4. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости:

  • 1. Принцип единства. На всей территории РФ кадастр ведется по единой технологии на основе утвержденных форм и положений.
  • 2. Принцип общедоступности. Кадастровые сведения (за исключением связанных с гос. тайной) открыты для всех заинтересованных лиц - по запросу или по Интернету. Персональные данные (Ф.И.О., адрес и т.п.) предоставляются с согласия владельца объекта.
  • 3. Принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (кадастровые сведения). Изменения сведений об объектах недвижимости оперативно (в срок до 20 дней) вносятся в кадастр.
  • 4. Принцип сопоставимости. Кадастровые сведения должны быть сопоставимы со сведениями в других гос. информационных ресурсах путем взаимообмена информацией с Росреестром, органами, которые ведут другие кадастры - градостроительный, лесной, водный и др. (их около 20)
  • 5. Принцип дублирования. Ведение гос. кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
  • 6. Принцип постоянства. Документы кадастра недвижимости хранятся постоянно: уничтожение их и изъятие каких-либо частей запрещено.