Формирование рынка экологических услуг. Мировой и российский экологический рынок товаров и услуг Мировой рынок экологических товаров и услуг

Одним из стратегических направлений реализации экологических преобразований является развитие предпринимательства. Важным элементом в обеспечении экологической безопасности и улучшения качества окружающей среды является формирование направления экологического предпринимательства. Под экологическим предпринимательством подразумевается деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.

При развитии процессов экологизации экономики и введение экономической составляющей в природоохранную деятельность производство и реализация экологических товаров и услуг является перспективным и рентабельным видом деятельности. Уже сегодня деятельность по производству продукции не наносящей вредного воздействия окружающей среде. Способствует развитию бизнеса и приносит прибыль. На пример в Канаде более 3,5 тысяч компаний выпускают природоохранное оборудование и оказывают связанные с этим услуги. В этих компаниях работают более 150 тыс. человек. В Японии с конца 80-х годов прошлого века действует экспертный совет по экологическому бизнесу, который координирует различные вопросы, связанные с развитием экологического предпринимательства. Более 10 тыс. фирм, занимающихся экологическим предпринимательством, успешно существуют в странах ЕС. Их общий объем продаж превышает 40 млрд евро в год. Последние годы экологически ориентированный бизнес затронул все отрасли хозяйства США. В экономически развитых странах наблюдается рост числа фирм, специализирующихся на экологическом консалтинге и проектировании, а также число компаний, занимающихся утилизацией и переработкой отходов. Экологически ориентированная продукция в США прочно удерживает позиции по выпуску как промышленного оборудования, так и потребительских товаров. Производство таких видов продукции считается не только престижным, но и выгодным.

Одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших экологических преобразований в России является экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.

Российская и зарубежная хозяйственная практика показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. Поэтому охрана окружающей среды выступает в качестве важной экономической задачи.

Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль как от создания более совершенных технологии, так и от продажи произведенной на их основе экологически чистой продукции.

Как уже отмечалось, во многих развитых странах экологическое регулирование дало толчок интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала. Экологически ориентированная продукция завоевывает все более прочные позиции в выпуске как товаров промышленного назначения, так и потребительских товаров.

Конкурентоспособность на национальном и мировом рынках определяется в том числе и экологическими параметрами технологий производства, выпускаемых товаров, а так же затратам на охрану окружающей среды, прямо влияющими на уровень общих издержек. Это соответственно влияет на цену товара, рынка сбыта, перспективы дальнейшего производства.

В развитых странах происходит постепенное выравнивание требований экологического законодательства, что положительно воздействует на структуру товарных потоков и направления инвестирования. По экспертным оценкам, природоохранные технологии будут представлять одно из средств конкурентоспособной борьбы.

Изменения отношения к собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики определили появление субъектов предпринимательства с разносторонней сферой интересов

К настоящему времени в России уже сложилось несколько самостоятельных направлений главным из которых является: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а так же выполнение различного рода работ и услуг. Сегодня рынок экологических работ и услуг обеспечивается рядом коммерческих банков.

В создании экологической инфраструктуры рынка можно выделить следующие уровни: предприятие, регион, государство и международный уровень. Так уровень предприятия включает специализированные подразделения (службы) по воспроизводству и охране окружающей среды. Региональный уровень включает специализированные предприятия и службы экологического контроля в регионе. Государственный уровень представляет объединения и службы для решения межрегиональных (общегосударственных) проблем. В свою очередь международный уровень охватывает организационно экономические структуры для решения межгосударственных экологических проблем.

В настоящее время решения по расширению налоговых льгот, направленные на усиление стимулирования природоохранных деятельности активно используются в экономически развитых странах. Особенно широко используется ускоренная амортизация основных фондов. Ускоренная амортизация, т.е. увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, т.к. оно окупается в более сжатые сроки, а с другой стороны, повышенная амортизация через себестоимость продукции позволяет уменьшить налогооблагаемую базу налога на прибыль.

В Германии действует система ускоренной амортизации очистных сооружений и оборудования, а также оборудования, позволяющего снижать шумовое воздействие. Для очистного оборудования в Канаде предусмотрен двухлетний срок амортизации, в Великобритании, ФРГ и США – пятилетний. Во Франции 50% очистного оборудования амортизируется за один год, а в Италии – за три года. Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности. Акцизные экологические налоги включаются в цену продукции, загрязняющей окружающую среду на стадии производства и потребления. Во Франции, Германии, Италии установлен налог на смазочные масла. В Норвегии и Швеции введен налог на минеральные удобрения и пестициды В странах ЕС действуют акцизные налоги на одноразовую упаковку и тару, смазочные масла, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и пестициды, аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть. Довольно активную политику в этой области проводят и страны Восточной Европы- Польша, Чехия и Венгрия. Развитие рынка экологических товаров, работ и услуг в настоящее время является актуальным как для экономически развитых стран запада, так и для государств с переходной экономикой. Целевая программа развития рынка экологических товаров, работ и услуг в России должна предусматривать разработку новых законодательных актов по обеспечению эффективного развития рынка. Необходимо предусмотреть льготное налогообложение прибыли предприятий, выполняющих работы и услуги экологического характера или производящих продукцию природоохранного назначения. А также ввести дополнительный налог на экологически опасную продукцию или технологии, которые используют опасные вещества в качестве сырья или полуфабрикаты.

Экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение и уменьшение вреда окружающей среде и здоровью населения, является одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших прогрессивных экологических преобразований в России /13, 55/.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. На современном этапе развития общества охрана окружающей среды становится важной экономической задачей.

Это убедительно подтверждают многочисленные примеры деятельности по охране окружающей среды, способствующей бизнесу и приносящей прибыль как от создания более совершенных технологий, так и от продажи произведенной на их основе экологически чистой продукции.

Экологическое регулирование является толчком интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала во многих развитых странах мира. Надо отметить, что повсеместно наблюдается заметное укрепление позиций экологически ориентированной продукции в выпуске производственных и потребительских товаров различного назначения.

Экологические параметры технологий производства и выпускаемых товаров, а также затраты на охрану окружающей среды, прямо влияющие на уровень общих издержек, стали важными факторами, определяющими конкурентоспособность на национальном и мировом рынках. Влияние этих факторов на цену товара, перспективы дальнейшего производства, рынки сбыта, маркетинговую деятельность в целом все более возрастает.

Современные тенденции постепенного выравнивания требований экологического законодательства в развитых странах мира стали серьезным фактором положительного воздействия на структуру товарных потоков и инвестиций.

Проведенные экспертные оценки показали, что природоохранные и ресурсосберегающие технологии будут представлять собой одно из основных действенных средств рыночной конкурентной борьбы.

Изменение отношения к собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики стало определяющей основой появления субъектов экологического предпринимательства с разносторонней сферой интересов.

Можно отметить, что в последнее время сформировались самостоятельные направления экологического предпринимательства:

      производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды;

      создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий;

      расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;

      экологическое образование и воспитание;

      консалтинг;

      а также выполнение различного рода других экологических работ и услуг.

Набирает силу финансовое обеспечение рынка экологических работ и услуг коммерческими банками.

Можно выделить следующие типы предприятий и организаций, входящих в экологическую инфраструктуру, по их функциональной ориентации и характеру организации работ:

      выполняющие работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (сбор и обработка информации, разработка экологических ограничений и регламентаций по природопользованию, анализ и прогноз деятельности природользователей, осуществление экологического мониторинга и др.). Организации, формирующиеся, в основном, по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы и т.д.) и функционирующие в значительной мере по заказам государственных органов управления;

      оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности (экологическая инвентаризация, разработка проектов норм ПДВ и ПДС для предприятий, экспертно-консультационные услуги и др.);

      осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, подъем затонувшей древесины, деятельность по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, например, в результате утилизации, переработки и захоронения отходов, благоустройства и озеленения территорий и др.);

      производящие природоохранную, ресурсосберегающую технику и технологии, природосберегающую продукцию;

      обеспечивающие функционирование самой экологической инфраструктуры (ремонт и обслуживание природоохранной техники и оборудования, подготовка и переобучение кадров, оказание информационных услуг и др.).

Дальнейшее развитие рынка экологических работ и услуг существенно зависит от создания гибкого организационно-экономического и нормативно-правового механизма взаимодействия рыночных структур в сфере экологии, органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Необходима программа развития рынка экологических товаров, работ и услуг, которая должна предусматривать разработку новых законодательных актов, дополнений и поправок к существующим, обеспечивающих эффективное функционирование рассматриваемого рынка. В эту программу должен входить соответствующий комплекс мероприятий /13, 55/.

Создание необходимых организационных структур для осуществления регулирования и экономического стимулирования производства товаров, работ и услуг экологического назначения и подготовка нормативно-методической документации, определяющей их деятельность, требуют своего решения в ближайшей перспективе.

Целесообразно выделить следующие основные задачи федерального государственного органа и его территориальных органов в вопросах регулирования производства товаров, работ и услуг экологического характера /55/:

      определение приоритетных направлений развития рынка экологических товаров, работ и услуг;

      разработка и внедрение механизмов экономического стимулирования производства, качества и экологической безопасности процессов, продукции, товаров, работ и услуг;

      создание и развитие системы регулирования экологического предпринимательства с целью предотвращения экологически вредного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, рационального использования природных и вторичных ресурсов;

      создание условий для привлечения и эффективного использования в экологических целях иностранных и отечественных инвестиций, “ноу-хау”, технологий и оборудования.

        Экологически ориентированный маркетинг

и рынок природных ресурсов (природных объектов)

Анализ зарубежного опыта отношений собственности на природные ресурсы (природные объекты) показывает, что динамика изменения этих отношений в других странах находится в зависимости от экономических, политических, социальных, экологических факторов. Подобные явления, несмотря на сильное влияние различных субъективных факторов, носят объективный характер и, что вполне естественно, имеют место и в нашей стране /15/.

Следует отметить, что на нынешнем этапе развития общества возникла острая необходимость придания все возрастающей экономической ценности природным ресурсам и всему природному богатству, включая здоровье среды. Это должно стать главным приоритетом государственной природно-ресурсной и экологической политики России.

При таком подходе государственное регулирование экономической ценности природных ресурсов и всего природного богатства должно быть одной из основных функций государства на пути обеспечения устойчивого развития общества в условиях рыночно ориентированной экономики.

Нужно отметить, что влияние уровня экологических потребностей общества и спроса в части экологических ценностей на рынок природных ресурсов имеет тенденцию к заметному усилению. Причем эти потребности и спрос также необходимо регулировать с помощью соответствующих механизмов, которые еще требуется сформировать и внедрить в практику.

Величина общественно необходимых издержек на воспроизводство потребленной части возобновимого природного ресурса может служить в качестве нижней границы оценки потребляемой в той или иной форме порции любого возобновимого природного ресурса.

Необходимо развивать новые принципы рентной оценки природных ресурсов:

      принцип учета издержек воспроизводства подвергаемых воздействию возобновимых природных ресурсов;

      принцип учета планируемых издержек на разработку способов замещения (продуктами с аналогичной потребительной стоимостью) оцениваемых невозобновимых природных ресурсов.

Реализация права собственности на природные ресурсы может осуществляться в форме собственности на природные объекты или природные ресурсы в границах природного объекта.

Следует сказать, что России присущи обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения и развития рынка природных ресурсов (природных объектов). Хотя при этом имеют место серьезные проблемы и противоречия рынка природных ресурсов (природных объектов), которые характеризуются различными причинами их проявления.

Очень важно отметить роль, место и основные возможные направления участия экологически ориентированного маркетинга в функционировании рынка природных ресурсов (природных объектов).

При этом необходим достаточно развитый нормативно-правовой механизм обеспечения выполнения экологических требований при решении данной проблемы, целесообразные дополнения и изменения соответствующего характера в природоохранительные и природно-ресурсные акты законодательства и в законы, регулирующие переход права собственности на отдельные виды природных ресурсов (природных объектов), в том числе приватизацию природных объектов государственной и муниципальной собственности /15/.

Целесообразно указать наиболее актуальные основные ограничения на осуществление права собственности на природные ресурсы, налагаемые принципами устойчивого развития:

      любой возобновимый природный ресурс, добываемый, эксплуатируемый или используемый другим способом, должен быть воспроизведен как количественно, так и качественно;

      часть капитала, заключенная в невозобновимых природных объектах, должна быть использована для экономического воспроизводства потребительных стоимостей, заключенных в потребляемых порциях невозобновимых природных ресурсов;

      собственник природного ресурса при его использовании в любой форме не вправе наносить ущерб окружающей среде как в пределах своего владения, так и вне его.

Требуется скорейшая разработка основных концептуальных положений по решению проблем собственности на природные ресурсы (природные объекты). При этом необходимо учитывать общие для всех природных ресурсов закономерности в решении вопросов собственности.

Сочетание объективных свойств природных ресурсов (природных объектов), получивших экономическую оценку и учтенных в комплексных кадастрах природных ресурсов, достигнутого уровня развития общественных экономических отношений, существующих политических и социальных отношений и экологических проблем является основой для разработки соответствующих принципов рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и необходимых полномочий по управлению природопользованием между следующими четырьмя уровнями: федеральным, территориальным (субъекта Федерации), муниципальным, частным.

Следующие свойства самих минеральных и других природных ресурсов представляют собой первичные факторы для деления собственности на природные ресурсы (природные объекты) по вышеуказанным четырем уровням:

      роль конкретных природных ресурсов в формировании макроэкономических показателей;

      соотношение распространенности природных ресурсов и широты потребительского рынка;

      роль на мировом, национальном и территориальных рынках соответствующей продукции;

      роль природных ресурсов в экономике территорий;

      значение природных ресурсов для национальной безопасности страны;

      степень исчерпаемости природных ресурсов и возможность замены их вторичными ресурсами;

      специфические особенности различных видов природных ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что существуют значительные различия масштабов природных объектов и уровней субъектов собственности, величин долей различных видов природных ресурсов (природных объектов) в той или иной форме собственности, темпов и глубины преобразований отношений собственности в зависимости от объективных свойств самих природных ресурсов.

Целесообразно предложить перспективный концептуальный подход к созданию оптимального механизма постепенного ненасильственного решения проблемы рационального распределения прав собственности на природные ресурсы (природные объекты) и полномочий по управлению природопользованием последовательно по следующим этапам:

      первый этап – экономическая оценка и идентификация природных ресурсов (природных объектов) как объектов собственности;

      второй этап –уточнение определения и корректировка разграничения полномочий (обеспечивающих реализацию правомочий государства как собственника природных ресурсов) Российской Федерации и субъектов Федерации в рамках совместного осуществления владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

      третий этап – по мере объективного созревания условий для сосредоточения всех или почти всех полномочий в отношении конкретных природных объектов только на одном из уровней (федеральном или субъекта Федерации) решение вопроса о разграничении собственности;

      четвертый этап – после выделения природных объектов в собственность субъектов Федерации выделение из их состава природных ресурсов в муниципальную и частную собственность, либо в ряде случаев передача в пожизненное наследуемое владение (что более предпочтительно для соответствующих природных ресурсов с точки зрения интересов общества).

При решении этой проблемы очень важно объективно оценить возможность распределения прав собственности на соответствующие природные ресурсы (природные объекты) на современном этапе и невозможность распределения прав собственности на другие ресурсы (объекты) по принципиальным соображениям, поскольку наиболее целесообразным для них объективно должно быть совместное ведение (владение, пользование и распоряжение).

Большие возможности в практической деятельности в рассматриваемом направлении может дать использование данных кадастровой оценки природных ресурсов, аудита природопользования (аудита недропользования, водопользования, землепользования, лесопользования и др.), экологического аудита, природно-ресурсного и экологического мониторинга в целях определения цены сделки купли-продажи или приватизации природных ресурсов (природных объектов) и налога на их новых собственников, а также для обеспечения выполнения экологических требований к участникам соответствующей сделки.

Необходимо предъявлять определенные нормативные экологические требования и требования в области природопользования к новым собственникам природных ресурсов (природных объектов), которые во многом зависят от реальных свойств самих объектов собственности.

В рассматриваемом случае можно назвать следующие основные требования подобного характера:

      необходимость очистки объектов от прошлых накопленных загрязнений;

      недопущение нецелевого использования природных ресурсов;

      соблюдение экологических и природно-ресурсных норм и правил в дальнейшей деятельности.

Важно отметить, что для решения обсуждаемой в данном разделе проблемы также принципиально необходимо:

Создание механизма купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов), не допускающего смену их собственников без учета экологического фактора;

Установление публичных сервитутов при приватизации природных ресурсов (природных объектов) в целях обеспечения публичных интересов при передаче природных ресурсов (природных объектов) в частную собственность.

На современном этапе развития общества целесообразно ввести в теоретическую и практическую деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования понятие ассимиляционного потенциала окружающей среды как способности окружающей среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих качественных параметров в неопределенно длительной перспективе /15/.

При таком подходе ассимиляционный потенциал окружающей среды можно обоснованно представить как специфический нетрадиционный природный (“экологический”) ресурс.

Но в данном случае, естественно, возникает объективная необходимость разработки соответствующих методов экономической оценки ассимиляционного потенциала окружающей среды.

На наш взгляд при этом целесообразна рентная и квазирентная оценка при его искусственном воспроизводстве, представляющая собой разность между общественно-необходимыми затратами на снижение воздействий до экологических нормативов и поддержание их на этом уровне и индивидуальными затратами на достижение экологических нормативов в районе, потенциал которого оценивается. На такой основе может проводиться оценка этого потенциала территории для целей установления платежей за пользование им по издержкам доведения воздействий (например, выбросов в атмосферу) до нормативного уровня с пересчетом и приведением оценки к условной тонне.

Предлагается перспективный механизм рационального распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды между Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, частными собственниками объектов (при невозможности решить проблему в категориях собственности на законодательном уровне) путем практического внедрения через распределение полномочий, обеспечивающих реализацию правомочий собственника, между органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, органами местного самоуправления и частными собственниками.

Принципы отнесения собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды по тому или иному загрязняющему веществу к соответствующему уровню (федеральному, субъекта Федерации, муниципальному, частного собственника) должны учитывать объективные свойства загрязняющих веществ: дальность распространения от источника, степень опасности, наличие международных обязательств по соответствующим веществам и др.

Например, применительно к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу целесообразно предложить следующие принципы распределения права собственности на ассимиляционный потенциал:

      в муниципальную собственность, а в ряде соответствующих случаев и в частную собственность, в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по загрязняющим веществам с минимальным радиусом рассеивания (до нескольких километров),

      в федеральную собственность в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по:

а) загрязняющим веществам с радиусом рассеивания в сотни и более

километров или оказывающим трансграничное и глобальное

воздействие;

б) загрязняющим веществам, по которым имеются международные

обязательства;

в) особо опасным загрязняющим веществам;

В собственность субъекта Федерации в перспективе можно передать ассимиляционный потенциал по оставшемуся большинству загрязняющих веществ довольно широкого спектра;

Необходимо учитывать сложившуюся систему государственных органов охраны окружающей среды и управления природопользованием.

Представляют большой интерес проблемы распределения прав собственности на ассимиляционный потенциал окружающей среды в международном масштабе (выбросы парниковых газов, потребление кислорода, трансграничные переносы различных загрязняющих веществ и др.).

В этом направлении в настоящее время рассматриваются вопросы организации торговли квотами на выбросы парниковых газов и других загрязняющих веществ, оказывающих значительное глобальное воздействие и имеющих актуальное международное значение.

С учетом вышесказанного можно утверждать, что впереди открываются большие перспективы развития экологически ориентированного маркетинга в связи с появлением рынка природных ресурсов (природных объектов), в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды, расширением круга субъектов и объектов собственности, активизацией процессов купли-продажи и приватизации природных ресурсов (природных объектов).

      Рынок производственных объектов

и учет экологического фактора при оценке их стоимости

В России имеются обоснованные исторические предпосылки и объективная необходимость возникновения рынка производственных объектов (предприятий, сооружений, производственных зданий и иных объектов).

Этому активно способствуют:

      расширение процесса вложения отечественных и иностранных инвестиций в экономику страны;

      изменение отношений собственности, широкая купля-продажа и приватизация предприятий и иных производственных объектов вместе с земельными участками, в том числе бывших ранее в государственной или муниципальной собственности.

Большую тревогу при этом вызывает довольно распространенное неблагополучное экологическое состояние таких объектов.

Вполне естественно, что эти процессы перехода права собственности настоятельно требуют принятия соответствующих обязательств участниками рынка производственных объектов.

Не вызывает сомнений, что остро необходим адекватный реальной ситуации механизм распределения ответственности за прошлое загрязнение.

Должны разрабатываться и приниматься конкретные обязательства нового собственника по реабилитации прошлых загрязнений купленных или приватизированных им предприятий и иных производственных объектов и земельных участков, на которых они находятся, в рамках специальной программы экологической санации, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды и включаемой в качестве неотъемлемой части в план приватизации или договор купли-продажи.

Процедура отнесения на нового собственника затрат на мероприятия по программе экологической санации покупаемого или приватизируемого производственного объекта вместе с земельным участком, погашение вреда, причиненного окружающей среде и населению, требует особого внимания и должна быть обязательно согласована с новым собственником.

Эти затраты должны определяться как соответствующая часть платежа при покупке производственного объекта или часть приватизационного платежа, которые должны сосредотачиваться в специальном фонде экологической санации и расходоваться строго по целевому назначению в соответствии с ежегодной сметой, согласуемой со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды с учетом обязательств нового собственника объекта по экологической санации самого объекта и земельного участка под ним и возмещению ущерба окружающей среде и населению.

Решение рассматриваемой проблемой требует выполнения процедуры аудита, то есть комплексной оценки состояния и стоимостных характеристик покупаемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта, его основных активов и пассивов.

При этом накопленный за период предшествующей производственной деятельности экологический ущерб, в первую очередь, его часть, рассчитанная для земельного отвода предприятия и его санитарно-защитной зоны, должен рассматриваться как неотъемлемая составляющая пассивов предприятия.

Введение такой процедуры для производственных объектов, подлежащих продаже или приватизации, является основой для осуществления прямой экономической оценки накопленного экологического ущерба и включения мероприятий по экологической санации территории этих производственных объектов в договор купли-продажи или план приватизации.

Следует подчеркнуть, что экономическая оценка накопленного за период предшествующей деятельности экологического ущерба выступает как важная составная часть стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках их купли-продажи и приватизации.

Целесообразно предложить следующие возможные методы экономической оценки накопленного экологического ущерба /28/:

      первый метод – определение экономических санкций за результаты накопленного загрязнения на территории предприятия и иного производственного объекта на основе специально разрабатываемых нормативов платы за загрязнение почв, донных отложений и других депонирующих сред;

      второй метод – расчет затрат на конкретные мероприятия по экологической санации (изъятию, удалению, захоронению или переработке загрязненного слоя почвы и донных отложений) в пределах контура, характеризующегося концентрациями загрязняющих веществ величиной 10–25 предельно допустимых концентраций (ПДК) и выше. Суммирование этих затрат с затратами на отселение населения из экологически опасных зон, возмещение потерь от уничтожения сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на загрязненной территории, другие работы по восстановлению гигиенически приемлемого экологического баланса в зоне особо опасного загрязнения;

      третий метод – расчет размеров платежей за загрязнение территории по фактически установленному количеству загрязняющих веществ (например, металлов) в почвах на основе существующих нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду за вычетом сумм ранее осуществленных предприятием платежей;

      четвертый метод – расчет накопленного экологического ущерба от загрязнения почво-грунтов в пределах промплощадки продаваемого или приватизируемого предприятия и иного производственного объекта и прилегающей к ней санитарно-защитной зоны с уровнями концентрации загрязняющих веществ 10–25 ПДК и выше на основе рассмотрения такого очага экологического поражения как образования несанкционированной свалки перемешанных с грунтом особо опасных отходов, имеющей соответствующие площадные характеристики, концентрации загрязняющих веществ и фактически измеряемую массу.

Полезно отметить следующие преимущества четвертого метода экономической оценки накопленного экологического ущерба:

      простота расчета;

      объективность количественных показателей, получаемых при замерах непосредственно на загрязненной территории;

      отсутствие множества поправочных коэффициентов, использование которых доказательно далеко не во всех случаях;

      наличие утвержденного на федеральном уровне нормативно-методического аппарата расчета платы за размещение отходов;

      большое количество данных, полученных экспериментально и аналитически подразделениями Государственной геологической службы и другими государственными учреждениями и организациями.

Конкретные примеры оценки стоимости предприятий и иных производственных объектов в сделках купли-продажи и приватизации с учетом экологического фактора (накопленного экологического ущерба) подтверждают предложенные в данном разделе принципы, методические подходы и рекомендации /28/.

Использование возможностей рынка производственных объектов для развития экологически ориентированного маркетинга обещает хорошую перспективу этому направлению деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективный анализ международного опыта и перспектив развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании представляет большой интерес для дальнейшего совершенствования этого направления.

Рассмотрение становления и развития экономических методов природоохранной и природно-ресурсной деятельности в мировой практике должно охватывать следующие сферы и направления: атмосферный воздух, водные объекты, почву, литосферу, ближний космос, животный и растительный мир, рекреационные ресурсы, отходы производства и потребления, радиационные воздействия, шум и вибрацию, энергетику, здоровье населения.

Их соответствующее использование в экологическом менеджменте и маркетинге дает большой эффект.

Реальный комплекс экономических методов по рассматриваемым вопросам составляют следующие элементы: плата за природные ресурсы, плата за загрязнение, плата за пользование объектами инфраструктуры, надбавки к ценам продукции, дифференциация налогов, субсидии, система залогов, кредиты.

Можно выделить такие рыночные методы охраны окружающей среды и регулирования природопользования за рубежом, как:

      инструменты, ориентированные на использование механизмов действия современной рыночной системы хозяйствования (влияние на издержки товаропроизводителей, использующих природные ресурсы или загрязняющих окружающую среду);

      создание новых рынков путем децентрализации управления, приватизации собственности, торговля правами на загрязнение (рынок по воздуху, рынок по воде, рынок по отходам);

      формирование рынка экологических услуг;

Сотрудничество компаний по типу “промышленный симбиоз”.

Для России представляют большой интерес соответствующие примеры попыток учета величин экологических издержек и природных активов в системах национальных счетов в различных государствах, международные стандарты финансовой отчетности.

То же самое можно сказать и про рассмотрение состояния, особенностей и современных тенденций развития экологического менеджмента и маркетинга в конкретных странах Европейского Союза, США и др.

Надо отметить, что повышение эффективности экологического менеджмента и маркетинга – необходимость объективного характера в современной мировой практике. Особенно интересны новые сценарии развития.

Значительно возрастает роль международных и государственных стандартов в области управления окружающей средой и экологического аудита в развитии данного процесса. В этом убеждает рассмотрение конкретных стандартов различных государств мира и международных стандартов в данной области.

Заслуживают большого внимания новые подходы в решении стоящих экологических и природно-ресурсных проблем, адаптация к политическим, институциональным, экономическим, техническим, индивидуальным поведенческим переменам.

Интересные выводы дает сравнительный анализ законодательных и других нормативно-правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, относящихся к рассматриваемой сфере деятельности, особенно на фоне международного опыта с учетом современных законов, стандартов, норм и правил. Это позволяет лучше понять перспективы развития экологического менеджмента и маркетинга на различных уровнях в России, основные проблемы, особенности и тенденции этого процесса.

При этом должна быть принята во внимание специфическая особенность России, заключающаяся в многоукладности не только по формам собственности, но и по технологическим укладам, а также в господстве “третьего (ресурсозатратного) уклада”, пройденного развитыми странами мира уже в конце 70-х годов ХХ века, и в весьма ограниченном проявлении “четвертого технологического уклада”, связанного с переходом на ресурсосберегающие и экологичные инновационные высокие технологии в ведущих отраслях хозяйства /38/.

Реальная жизнь поставила на повестку дня объективную необходимость разработки и развития конкретных направлений и механизмов участия экологического менеджмента в проходящих процессах банкротства предприятий с учетом дальнейших изменений в нормативно-правовой, экономической, социальной и экологической сферах.

Целесообразно выделить получаемые предприятиями преимущества от внедрения и развития экологического менеджмента и экологически ориентированного маркетинга:

Экономические выгоды:

1) снижение издержек:

      экономия вследствие снижения объемов потребления энергии, природных

и других ресурсов;

      экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продуктов

и отходов производства, что снижает издержки ликвидации отходов;

      более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и суммы компенсаций по суду

за причиненный экологический ущерб;

2) рост доходов:

      возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам “зеленых” товаров;

      возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показателям конкурентов;

      совершенно новые товары, которые открывают новые рынки;

      возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Стратегические выгоды:

      более привлекательный имидж в глазах общественности;

      обновление видов выпускаемой продукции;

      рост производительности труда;

      более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений;

      творческий подход и готовность к решению возникающих проблем;

      более ровные отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, общественностью, населением и группами “зеленых”;

      надежный выход на иностранные рынки;

      выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Следует отметить перспективы создания и использования системы интегрированного менеджмента на предприятии как взаимоувязанного комплекса, включающего в себя:

      экологический менеджмент;

      природно-ресурсный менеджмент;

      управление отходами;

      управление промышленной безопасностью;

      управление охраной здоровья персонала;

      управление в чрезвычайных и аварийных ситуациях (риск-менеджмент);

      управление качеством;

      управление взаимодействием с государственными и муниципальными органами;

      управление взаимодействием с общественностью, населением и средствами массовой информации.

В настоящее время происходит расширение рынка экологических работ, товаров и услуг (включение в него ассимиляционного потенциала окружающей среды как нетрадиционного специфического природного (“экологического“) ресурса, “углеродного кредита”, более широкого круга отходов и т.д.). Следует ожидать, что этот процесс будет происходить и в перспективе.

Активно проявляют себя современные тенденции изменения отношений собственности на природные ресурсы, недвижимость различного характера.

Перспективы развития менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании вызывают интерес в связи с появлением и расширением рынка природных ресурсов (природных объектов), различных производственных объектов, новых работ, товаров и услуг.

ПРИЛОЖЕНИЯ




Экологические товары А. Снижение загрязнения окружающей среды Охрана воздушного бассейна Охрана водного бассейна Обращение твердых отходов Восстановление и очистка загрязненных объектов Защита от шумового загрязнения и вибрации Экологический мониторинг, анализ, оценка В. Чистые технологии и продукты Малоотходные / ресурсосберегающие технологии и процессы Малоотходная / ресурсосберегающая продукция С. Использование природных ресурсов Контроль качества воздуха в помещениях Водоснабжение Повторное использование материалов Возобновимая энергия Энергосбережение Устойчивое сельское хозяйство и рыбное хозяйство Устойчивое лесное хозяйство Управление рисками природных катастроф Эко - туризм


Экологически благоприятные товары Цель - расширение экспорта развивающихся стран, баланс интересов Отсутствует общесогласованное определение ЭБТ не древесная продукция лесного хозяйств продукция традиционных промыслов продукция из натуральных материалов (джут, натуральный каучук) органические продукты сельского хозяйства Нетарифные барьеры в торговле традиционными промыслами регистрация, сертификатов безопасности эко - маркировка Задача национальных государств обеспечить своим производителям доступность сертификации, согласованной с международными требованиями. Биотопливо - экологический товар Предложение Бразилии




Экопром Производство газоочистного оборудования в 1985 г. в % Минхиммаш 56,7 Минцветмет 13,1 Минстройматериалов 12,5 Минэнерго 8,8 Министерство легкого и пищевого машиностроения 4,6 МВД 4 Министерство угольного машиностроения 0,25 Всего 100% 62,4 млн. руб. (в ценах 1985 г.) Защита отечественного экопрома в переходном периоде Либерализация торговли прочими видами очистной техники и малоотходными технологиями


Экологические услуги Управление водными ресурсами Управление отходами Услуги по инженерным работам, управлению проектами Экологическое консультирование, обучение, тестирование, эко - дизайн, оценка риска Восстановление загрязненной среды, рекультивация, деятельность по предотвращению загрязнения Разумное открытие рынка экологических услуг приводит к более высоким стандартам экологическим и санитарным, увеличению инвестирования, технологическим трансфертам


Управление водными ресурсами Водоснабжение - политически и социально значимая сфера деятельности Частный сектор обеспечивает в настоящее время 5% населения мира водой Водообеспечение - естественная монополия При передаче этих услуг, частичной или полной, в частный сектор последний функционирует в условиях монополии: рост цен, неустойчивое использование водных ресурсов, утрата общественного контроля, преобладание интересов извлечения прибыли, социальная напряженность Услуги исключаются из сферы действия ГАТС при обеспечении водой муниципальными органами власти
Управление отходами Промышленные отходы и бытовые отходы Расширение рынка по обращению промышленных отходов целесообразно Методы утилизации ТБО - технологическая сложность и высокая себестоимость В России и в Москве объемы переработки -3%. Отсутствие финансовых средств и отечественного технологического оборудования. Процесс формирования сферы услуг по обращению бытовых отходов должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг, с одной стороны, и платежеспособным спросом населения, с другой стороны. Требуется детальная проработка политики открытия рынка услуг по обращению бытовых отходов, согласованная с этапами реформы ЖКХ.

АННОТАЦИЯ

В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы, связанные с контролем негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и с реализацией рыночных механизмов, обеспечивающих такое снижение.

Учебное пособие является электронной версией книги:
Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг: Учебное. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. - 170 с.

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БИЗНЕСА

1.1. Формирование рынка экологических услуг
1.2. Виды экологических услуг
1.3. Экологизация международных отношений и массового сознания
1.4. Концепция устойчивого развития
1.5. Основные противоречия концепции устойчивого развития
1.6. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств
Вопросы дл самоконтроля

2. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА
РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

2.1. Экологическая доктрина Российской Федерации
2.2. Положения Закона РФ «Об охране окружающей среды»
2.3. Положения Закона РФ «Об экологической экспертизе»
2.4. Экологический контроль
2.5. Экологическая сертификация
Вопросы для самоконтроля

3. ЭКОЛОГИЯ И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
3.1. Инструменты экологической политики
3.1.1. Административно-контрольные инструменты
3.1.2. Экономические инструменты
3.1.3 Инструменты морально-этического воздействия и убеждения
3.2. Эволюция инструментов экологической политики
3.3. Экологизация налоговых систем
3.4. Выбор и принятие природоохранных решений
3.4.1. Оценка экологических результатов проектов
3.4.2. Рыночные методы оценки экологических результатов проектов
3.4.3. Количественные методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
Вопросы для самоконтроля

4. Основные виды услуг на экологическом рынке РФ
4.1. Анализы воды, воздуха, почв
4.2. Проведение аттестации рабочих мест
4.3. Услуги по захоронению и хранению отходов
4.4. Лимиты природопользования
4.5. Составление паспорта опасного отхода
4.6. Экологический аудит
4.7. Экологическая сертификация
4.8. Экологическое страхование
Вопросы для самоконтроля

5. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РФ
5.1. Финансирование экологических программ и планов
5.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
5.3. Природно-ресурсные платежи
5.4. Состояние экологической политики в России
5.4 Затраты на охрану окружающей среды
Вопросы для самоконтроля

6. Информационное обеспечение рынка экологических услуг
Вопросы для самоконтроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рост численности населения планеты и технический прогресс неминуемо ведут к загрязнению окружающей среды, которое к началу XXI столетия достигло глобальных масштабов.

В связи с этим особую актуальность в современном мире приобрели вопросы охраны окружающей среды. Под термином «охрана окружающей среды» в широком смысле подразумевают комплекс мер, предназначенных для ограничения негативного влияния человеческой деятельности на живую и неживую природу.

Такими мерами в частности могут являться:
Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки;
Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов;
Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов;
Ограничение несанкционированного выброса мусора.

Помимо общих перечисленных выше мер по снижению негативной антропогенной нагрузки на окружающую среду существует большое количество законодательных требований и нормативных актов экологической направленности, которые должны быть соблюдены в процессе хозяйственной деятельности. Все это создает пределенные трудности в работе предприятий, так как требует от руководителей и персонала глубоких знаний природоохранного законодательства и для подготовки всей необходимой документации и проведения необходимых работ. Сложившаяся итуация породила на рынке услуг спрос на услуги экологической направленности. В свою очередь, это привело к возникновению многочисленных организаций, способных квалифицированно и в короткие сроки подготовить всю необходимую по закону природоохранную документацию, обеспечить экологическое сопровождение деятельности предприятий и организаций.

Таким образом, произошло формирование рынка экологических услуг – одного из самых молодых из существующих рынков. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает силы, особенно в развитых странах. Эксперты оценивают мировой рынок экологических товаров как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долларов) и один из самых динамично растущих. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40 % мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Ситуация на рынке экологических услуг изменяется под влиянием спроса, который в свою очередь, зависит от общей экономической обстановки, экологической конъюнктуры и испытывает регулирующее воздействие государства. Успешное развитие рынка экологических услуг, его масштаб и наполнение зависят от государственного воздействия на природопользователей с целью соблюдения ими природоохранных требований. В связи с этим сегодня крайне важно изучение реально существующего в мире и, в первую очередь, в России рынка экологических услуг и определение основных направлений его развития. Сегодня без анализа рынка экологических услуг нельзя представить себе эффективную систему управления качеством окружающей среды, в силу чего основы знаний о рынке экологических услуг и основных тенденциях его развития должны быть заложены при подготовке будущих специалистов- экологов самых разных направлений. В настоящем пособии рассмотрены основные виды экологических услуг, представленных на российском рынке и целый ряд вопросов, непосредственно связанных с рассматриваемой темой.

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 917.22 КБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

За последние десятилетия отношения между обществом и средой обитания все более обострились, становится вполне реальной угроза глобальной экологической катастрофы. Экономическая наука до сегодняшнего дня уделяла недостаточно внимания экологическим проблемам, что явилось одной из причин формирования техногенного типа экономического развития. Данный тип развития можно охарактеризовать как природоразрушающий, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Для предотвращения глобального и локального экологических кризисов необходима смена техногенного типа развития на устойчивый тип развития. Последний позволяет удовлетворить потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Несмотря на множество спорных вопросов концепция устойчивого развития уже получила широкое признание как в экономической науке, так и в международной практике.

Расчеты показывают , что при современных темпах роста населения и производства даже для поддержания антропогенного воздействия на биосферу неизменным, не допуская его роста, нужно снизить среднюю глобальную нагрузку на окружающую среду, приходящуюся на единицу ВНП, в несколько раз в течение ближайших десятилетий. Таким образом, перед экономикой стран мира стоит действительно грандиозная проблема, которую необходимо решать. Данная проблема актуальна и для России, несмотря на то, что численность россиян уменьшается и заметно снизился объем производства. Однако население и производство в нашей стране сконцентрированы в районах, где состояние окружающей среды уже давно не соответствует экологическим требованиям и опасно для здоровья и даже жизни людей. В этих районах и будет в дальнейшем развиваться производство и еще более возрастет численность населения. Поэтому снижение приходящейся на единицу ВНП нагрузки на окружающую среду важно и для нашей страны. Для решения указанной проблемы необходимы скоординированные усилия многих людей разных стран мира с помощью различных средств.

К настоящему времени сформировалось два основных подхода к решению экологической проблемы. Первый подход исходит из того, что решить экологические проблемы возможно на основе внедрения в производство экологических инноваций. Ю.Яковец обосновал эту идею следующим образом: «Учитывая, что природные условия своего существования и развития человечество может изменить в очень малой степени, а тенденции демографической динамики меняются медленно, главным подвластным разуму, воле и труду человека ресурсом реализации глобальной экологической программы является технологический прорыв, переход к эгологизированному постиндустриальному технологическому способу производства» .

Другие исследователи считают невозможным преодолеть экологический кризис чисто техническими средствами: необходима качественная перестройка основ цивилизации путем перестройки сознания людей. Эту точку зрения развивает Н.Моисеев: «Техническое развитие абсолютно необходимо, но его недостаточно: иной должна стать цивилизация, иным – духовный мир человека, его потребности, его ментальность» .

Следует отметить, что обе точки зрения на сегодняшний день актуальны и находят свое признание в теории и проявление на практике.

Для обеспечения устойчивого развития, безусловно, важное значение приобретает внедрение экологических инноваций, под которыми понимаются новые продукты, новые технологии, новые способы организации производства, обеспечивающие охрану окружающей среды. Речь идет о внедрении системы экологического менеджмента, экологического маркетинга, экотехнологий, позволяющих обеспечить взаимодействие между экономическим развитием и защитой окружающей среды на уровне фирмы.

Рынок экологической (альтернативной) продукции – качественно иной рынок продукции и услуг, гарантирующий потребителю более высокое качество потребляемых товаров. На нём устанавливаются повышенные цены на продукцию, соответствующую экологическим стандартам.

Научно-техническому прогрессу принадлежит исключительно важная роль в обеспечении оптимального соответствия развития производства и состояния природной среды. Перед обществом встала задача экологизации техники и технологий, согласования ее с природными процессами. Однако принимаемые до сих пор меры по внедрению экологической техники и технологий (в основном – строительство очистных сооружений) не позволяют коренным образом решить экологическую проблему. Деятельность очистных сооружений недостаточно надежна, не исключает возможности аварий, строительство их обходится очень дорого и экономически нецелесообразно. Необходима перестройка самого типа технологии производства на экологической основе: переход к малоотходному и безотходному производству с утилизацией всех отходов. К экологически важным направлениям развития технологий относят экологичные биотехнологии, технологии по переработке отходов, малозагрязняющие технологии.

В ходе развертывания научно-технической революции возникают необходимые технические предпосылки обеспечения нового характера отношения к природе, согласования производственных и природных процессов в единую систему, регулируемую человеком. Это потребует перестройки науки и техники в их отношении к природе, тем самым обеспечивая экологизацию общественного развития.

В мировой практике используются различные пути стимулирования внедрения экологических технологий: введение природоохранных норм, правил, законодательных актов, предоставление субсидий на сокращение выбросов, налоговое стимулирование, реализация прав на загрязнение. Как показывает опыт, наименее эффективным путем стимулирования является введение мер прямого контроля.

Происходит экологизация национальных научно-технических программ. В Японии, Германии, Голландии, Италии, Канаде, Франции, Великобритании, Норвегии разработаны государственные программы, направленные на создание экологически важных технологий. Например, в Японии в 1990 г. создан исследовательский центр инновационных технологий для Земли, финансируемый государственным и частным сектором. Основное направление работ связано с глобальным потеплением и альтернативными источниками энергии. В Германии действует Программа экотехнологий Министерства исследований и технологий. В Голландии создана организация по технологическим исследованиям и передаче технологий, в которой экотехнологии занимают около 10% деятельности. В Италии образован Фонд технологических инноваций, где 5% средств используется на экотехнологии. В Канаде действует Программа «Технологии для экологических решений». Во многих странах экотехнологии вписываются в существующие научно-технические программы .

В развитых странах производство экологической техники и технологий является одним из самых доходных, поэтому экологический рынок бурно развивается. Примерно 40% мирового рынка экологической продукции и услуг в середине 1990-х гг. удерживалось в США . Американские фирмы производят очистную технику, создают экологически чистые потребительские товары: натуральные продукты питания, безвредные краски и т.д. Производство такой продукции считается престижным и прибыльным, а фирмы тем самым создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке. Экологические параметры продукта влияют на конкурентоспособность фирмы на мировом рынке.

В связи с ужесточением норм природоохранного законодательства практически во всех странах будет наблюдаться рост производства экотехники и экотехнологий. В странах Запада этот процесс уже начался.

На развитие рынка экологических инноваций значительное влияние оказывают директивы Европейского Союза, в частности, директива о выбросах ТЭС диоксида серы, оксидов азота и пыли. Они ориентируют производителей экотехники на разработку аппаратов для мониторинга микропримесей. Западноевропейские фирмы, занимающиеся экологическим бизнесом, успешно используют современные тенденции в природоохранной политике для увеличения своих прибылей.

Если в 1970-80-е гг. основные усилия компаний направлялись на нейтрализацию последствий нанесенного окружающей среде ущерба, то в 1990-е гг. акцент делается на устранение причин экологических нарушений. Применение предупредительных мер, а не нейтрализация последствий загрязнения, по оценкам специалистов, является более надежным средством решения экологических проблем.

К мерам предупредительного характера можно отнести экореструктуризацию и экологическую модернизацию производства. Экологическая реструктуризация предусматривает перестройку отраслевой структуры в результате снижения спроса на продукцию «грязных» производств или путем модернизации фирм – потребителей этой продукции. Экореструктуризация находит свое отражение в виде снижения расходов сырья и материалов на единицу ВВП.

Экологическая модернизация связана с изменением технологической базы производства, что характеризуется сокращением расхода энергии, воды и других ресурсов на единицу производимой продукции. Одним из показателей экологической модернизации производства является степень развития рециклирования (повторного использования ресурса после его обработки). Рециклирование позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду без сокращения сырьевых возможностей страны.

Развитие экологически ориентированного бизнеса позволяет снизить техногенное воздействие на окружающую природную среду, способствуя тем самым выходу страны на устойчивый путь социально-экономического развития, при котором не превышается ассимилирующая способность природы.

Рынок экотехнологий в России стал формироваться в конце 1980-х годов. Однако в настоящее время он развит слабо. В связи с уменьшением государственного финансирования природоохранных работ в России практически прекратили свою деятельность государственные предприятия, выпускавшие природоохранную технику. На российском рынке экологических технологий и услуг по разным оценкам действуют от 400 до 1000 предприятий .

Экологическим предпринимательством в России стало заниматься невыгодно, поэтому экологический рынок развит слабо. Принятие нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» в 2002 г. создает нормативно-правовую основу для функционирования российского экологического рынка. Закон отводит значительную роль экологическим инновациям в решении экологических проблем. В частности, предполагается предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий (основанных на последних достижениях науки и техники, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду), нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов. Предполагается государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Важная задача – направить инвестиции на освоение базисных инноваций экологического характера.

В последнее время в развитых странах получил развитие экологический менеджмент. Р.Грэй и др. определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегий, направленных на улучшение этой позиции, и при изменении систем управления, чтобы обеспечить текущее совершенствование и эффективное управление».

Столкнувшись с вызовом со стороны государства и других заинтересованных сторон в сфере экологии, деловые круги постарались изменить свое экономическое поведение и выработать новый взгляд на повышение эффективности производства, основанный на более системном подходе к экологическому менеджменту. Для этого они разработали ряд средств, включающих, например, добровольные экологические хартии, или «кодексы поведения» по отношению к окружающей среде, а именно: «Программу ответственной заботы» для химической промышленности, многоотраслевую «Хартию бизнеса за устойчивое развитие» Международной торговой палаты и др. Сюда можно отнести и добровольные стандарты экологического менеджмента EMAS и ИСО 14000.

Правительству для снижения государственных расходов выгодно перекладывать все большую часть расходов на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности непосредственно на плечи хозяйствующих субъектов. Последние же, серьезно занимаясь экологическим менеджментом, могут обеспечить большую эколого-экономическую эффективность производства и получить преимущества перед конкурентами (за счет экономии ресурсов, повышения качества управления и производства и др.). Это обстоятельство, в частности, является одним из источников нового подхода к организации взаимоотношений общества и окружающей среды — экологической модернизации.

Позиция фирм по отношению к экологическому менеджменту меняется от защитной к нейтральной, активной и опережающей. Соответственно власть изменяет свое отношение от принуждения и наказания к заботе, помощи и, наконец, доверию. Известно, что большинство российских предприятий пока находится в нейтральной позиции по отношению к экологическому менеджменту, но действуют стимулы, побуждающие изменить ее на активную и даже опережающую.

Создание и внедрение экологических инноваций составит содержание новой научно-технической революции, которая идет на смену нынешней. На этом этапе значительно возрастает роль человека в технических и природных процессах. В этой связи актуализируется задача экологизации системы образования и формирования новой научной парадигмы, ориентированной на коэволюцию природы и человека.

Экологизация научного знания находит свое проявление в возникновении новых научных направлений, среди которых экологическая экономика, появившаяся в начале 90-х гг. ХХ в. на Западе. При этом природным экосистемам придается значение фундаментальной целостности, в которую встроены экономические системы. Способность экологических систем поддерживать жизнь ограничена, поэтому проблема заключается в определении тех экологических пределов, в которых экономика может быть устойчивой.

Экономическая подсистема рассматривается совместно с глобальной экологической системой, частью которой она является и которая и должна быть объектом научного анализа.

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает сил, особенно в развитых странах.

Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долл.) и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии - до 8 % в год, в Канаде - на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд. долл., его среднегодовой прирост - более 1%.

В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества.

2. Экономическая эффективность экологических инвестиций на экологическом рынке

В мировой практике все больше утверждается понимание: охрана окружающей среды - явно экономическая инвестиция. Для образования треста технологий охраны окружающей среды в США инвесторы меньше чем за две недели собрали 128 млн. долларов, оценив это начинание как исключительно выгодное. Мероприятия по охране окружающей среды напрямую способствуют снижению издержек производства благодаря сокращению затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Можно привести много примеров из зарубежной прессы о получении предприятиями денег «из мусора» или «из воздуха».

Доказать потенциальную возможность достаточно высокой прибыли на примере украинских предприятий при нынешней недостаточно развитой и жесткой законодательной базе, отсутствии действенного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности достаточно сложно. Хотя и здесь есть весьма красноречивые примеры.

Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод.

1. Перед компаниями открываются дополнительные возможности для развития деловой активности, что в конечном итоге повышает их конкурентные преимущества. Фирмы и страны, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами на мировом рынке. Технологическое первенство в противовес приобщению к новым технологиям как таковому обеспечивает больший объем добавленной стоимости и монопольное положение в мире бизнеса. К примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание.

Лидерство среди автопроизводителей в последнее время во многом определяется способностью решать экологические проблемы, соблюдать экологические нормы, которые все ужесточаются. В выигрыше оказываются компании, которые находят новые альтернативные виды топлива, создают экономные, экологически чистые двигатели, в частности гибридные - электро-дизельные, дизельно-газовые, разрабатывают легкие материалы для производства авточастей.

Примечательно, что для решения определенных экологических проблем объединяют усилия и правительство, и бизнес. В 2000 г. на автошоу в Детройте и Вашингтоне ведущие компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Даймлер-Крайслер» представили опытные образцы эко-эффективных транспортных средств: Ford Prodigy (72 миль/галл.), GM Precept (80 миль/галл) Daimler Chrysler ESX3 (72 миль/галл.). В общем средняя топливная эффективность автомобилей выросла уже сегодня до 21,4 миль в галлон против 13,4 в 1970 г.

Дания, к примеру, является лидером ветроэнергетики (она составляет 8% всей производимой электроэнергии в стране), здесь производится около 50% всех ветротурбин, обеспечивая ежегодно около 1 млрд. долл. дохода. Ведущие места в этой сфере занимают также Германия, Испания, Индия.

2. С рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие экологические стандарты. В практике развитых стран есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов.

3. Передовой экологически ориентированный бизнес защищен от иностранной конкуренции. Скажем, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме рынка. К слову, переработка бутылок и других стеклянных емкостей в Дании составляет 99,6% - рекордный уровень в мире. В Швейцарии с 1 ноября 1990 г. действует запрет на производство и импорт поливинилхлоридных бутылок и упаковок.

3. Маркетинг экологического рынка

Понятно, что спрос на экологические товары и услуги, который пока в России небольшой, определяет соответствующее предложение. Но ведь и сам по себе рост экологического рынка может формировать соответствующий спрос вследствие эффективных, дешевых, практичных экологических решений, предлагаемых производителями.

Многие отечественные предприниматели уже осознали, что использование темы экологичности их товаров в маркетинге может принести определенные выгоды в конкурентной борьбе за рынки сбыта. Фраза «Фирма предлагает экологически чистую продукцию» все чаще встречается в рекламных изданиях. Но пока не выработано четких критериев экологичности для многих образцов продукции и нет механизма ее присвоения, утверждения об «экологической чистоте» являются не более чем рекламным трюком. Вместе с тем, наблюдающееся широкое использование этой темы в маркетинге свидетельствует о постепенном вхождении экологии в рынок. Значит, необходимо создать благоприятные условия для тех, кто действительно ратует за экологичность своих товаров.

Предполагается активизировать развитие национальной экоиндустрии и экологического рынка, исходя из следующих объективных обстоятельств.

В России же капиталовложения природоохранного предназначения и текущие природоохранные расходы составляют только около 15 долл. на душу населения. Мало того - прослеживается тенденция их сокращения.

Отечественному бизнесу необходимо подготовиться к жестким правилам мировой торговли, одним из которых является соблюдение экологических норм и требований. Российские предприятия, заботящиеся о своем имидже, стремящиеся экспортировать продукцию, уже осознали (некоторые реализовали) настоятельную необходимость сертификации по системе управления качеством ISO серии 9000. Также признана во всех странах мира Международная система управления окружающей средой ISO серии 14000.

Внедрение системы управления средой (EMS) обычно следует после внедрения системы управления качеством (QMS). Тем же предприятиям, которые лишь начинают внедрение системы управления качеством, целесообразно параллельно разрабатывать и внедрять систему управления окружающей средой.

Повышение роли природоохранных стандартов обусловливается намерением России в ближайшее время присоединиться к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и вступить во Всемирную организацию торговли. При этом, согласно «Кодексу стандартов ГАТТ», национальные стандарты следует гармонизировать с международными, в т.ч. и в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, давление со стороны рынка, пока что внешнего, усиливается. Следовательно, будет активизироваться спрос на экологические товары и услуги.

Основываясь на анализе распределения инвестиций в последние годы, приоритетными направлениями (сегментами) дальнейшего развития национального экологического рынка были и в обозримом будущем будут:

1. Охрана водных ресурсов (приблизительно - 62% общих инвестиций);

2. Охрана атмосферного воздуха (16%);

3. Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов, земель, сбережение природно-заповедного фонда (12%);

4. Рациональное использование, утилизация и переработка отходов (10%).

Создание благоприятных условий для развития экологической индустрии

Для развития малого и среднего экологического бизнеса и улучшения условий его деятельности правительству необходимо:

– специальными финансовыми и кредитными рычагами стимулировать производство экологических товаров и развитие сферы экологических услуг;

– стимулировать эффективный спрос на экологическую продукцию и услуги прежде всего политикой государственных приобретений. Обеспечивать облегченный доступ предприятиям, производящим экологическую продукцию, к услугам, предоставляемым правительственными структурами; непосредственно участвовать в маркетинге и демонстрации образцов экологических технологий;

– содействовать «позеленению» банков (например, внедрять программы оценки банками воздействия проектов на окружающую среду или учета необходимости инвестиций в охрану окружающей среды). Как известно, разработка экологического блока вопросов является очень важной для получения кредитов международных финансовых институтов, в частности ЕБРР;

– издавать периодический информационный бюллетень, содержащий постоянно обновляемую информацию о возможностях для проектов, развитии природоохранного законодательства, а также национальный каталог «Зеленые страницы», включающий перечень экологических предприятий и производимой ими продукции и услуг, открыть соответствующую страницу в Интернете. К сведению, такую информацию по другим странам, в частности Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, можно получить из издаваемого региональным экологическим центром «Справочника экологического бизнеса» для стран Центральной и Восточной Европы, по России - из недавно издаваемых «Зеленых страниц»;

– создавать совместные экологические предприятия с западными компаниями и улучшать экспортные возможности: местные компании лучше знакомы с условиями и правилами местных рынков, а зарубежные более опытны в области маркетинга и менеджмента, обладают большим доступом к финансовым ресурсам и современным технологиям;

– создавать дополнительные целевые фонды для инвестирования экологической индустрии, которые бы способствовали обеспечению соответствующих предприятий стартовым капиталом и финансированию их на ранних стадиях развития, или же выделять для этого часть уже существующих правительственных фондов, например, фондов развития предприятий, для финансирования поставщиков экологических товаров и услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение работы можно сказать следующее.

Рынок экологической (альтернативной) продукции – рынок продукции и услуг, гарантирующий потребителю более высокое качество потребляемых товаров, соответствующих экологическим стандартам.

В связи с ужесточением норм природоохранного законодательства практически во всех странах будет наблюдаться рост производства экотехники и экотехнологий.

Хотя рынок экотехнологий в России стал формироваться в конце 1980-х годов, но в в настоящее время он развит слабо.