Двойное налогообложение имущества. Некоторые проблемы применения соглашений об избежании двойного налогообложения. Оформление прибыли от продажи имущества

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения — международные соглашения, которые заключают между собой государства, с целью исключить двойное обложение налогом доходов и имущества граждан и организаций — один раз в одном государстве и другой раз в другом.

Пример

Российская организация выплачивает иностранной организации дивиденды. Налоговый кодекс России устанавливает, что при выплате дивидендов, российская организация, как налоговый агент, должна удержать и перечислить в бюджет налог по ставке 15%.

Иностранное государство также может предусматривать, что дивиденды облагаются налогом. В этом случае, налог с суммы дивидендов будет уплачен дважды – один раз в России и второй раз в иностранном государстве.

Международные соглашения определяют в каком государстве налог должен уплачиваться и в каком размере.

Термин Соглашение (конвенция, договор) об избежании двойного налогообложения на английском языке - Agreement (convention , treaty) for the avoidance of double taxation.

Комментарий

Россия заключила со многими иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, которые исключают двойное обложение одного и того же дохода или имущества в России и в иностранном государстве и определяют в каком размере и в каком государстве налог должен быть уплачен. Таких соглашений много и они могут именоваться соглашением, конвенцией, договором. По количеству заключенных международных соглашений об избежании двойного налогообложения Россия является одним из лидеров, входя в ТОП 5 стран.

Соглашения заключены с большинством государств. Российская Федерация не заключает Соглашения с так называемыми оффшорными государствами. Перечень соглашений постоянно обновляется.

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Соответственно, соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией с иностранным государством имеют более высокую юридическую силу, чем Налоговый кодекс Российской Федерации. В результате, если российские лица (юридические или физические) получают доход от деятельности в другом государстве или иностранные лица, получают доходы в России, то нужно применять нормы соглашения.

Это же правило повторено в ст. 7 НК РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.».

Пример

Российская организация выплачивает дивиденды организации из Германии. Налоговый кодекс России определяет, что дивиденды, выплачиваемые иностранным организациям должны облагаться налогом по ставке 15%. Российская организация, выплачивающая дивиденды, обязана удержать и перечислить в российский бюджет сумму налога.

Россия заключила с Германией Соглашение от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество". Статья 10 «Дивиденды» соглашения определяет:

«1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с его законодательством. Налог при этом, однако, не должен превышать:

a) пяти процентов валовой суммы дивидендов, если лицом, фактически обладающим правом собственности на них, является компания, которая непосредственно располагает по меньшей мере десятью процентами уставного или складочного капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях;

b) пятнадцати процентов от валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях».

Соответственно, если компания Германии владеет 10% и более уставного или складочного капитала российской организации (выплачивающей дивиденды), и эта доля составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях, то применяется ставка налога 5%.

Пониженные ставки налогов и освобождение

В случае выплаты российскими организациями иностранным организациям так называемых пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти), российские организации выступают в роли налоговых агентов и обязаны удержать и перечислить в бюджет налог, по ставкам, предусмотренным НК РФ. Международные соглашения нередко устанавливают пониженные ставки налога или даже освобождение в этом случае.

Чтобы применить эту льготу, иностранная организация должна до выплаты дохода представить российскому налоговому агенту подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подттверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312 НК РФ).

Важный судебный прецедент

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 1646/07 по делу N А40-5091/06-33-49

Решение в пользу налогоплательщика.

Российский налогоплательщик выплачивал доход в 2002 - 2003 годах иностранной организации, учрежденной на территории Кипр. Российская организация имела подтверждения местонахождения иностранной организации на территории Кипра от 25 мая 1999 года и от 27 мая 2004 года. Налоговый орган наложил штраф на российского налогового агента в связи в тем, что, по мнению налогового органа, он не был вправе применять льготную ставку налога по международному соглашению, так как на дату выплаты дохода не было подтверждения местонахождения иностранной организации.

ВАС РФ принял решение в пользу налогоплательщика, посчитав что наличие подтверждений в 1999 году и 2004 году достаточно, для подтверждения местонахождения иностранной организации в 2002 - 2003 годах.

Соглашения об избежании двойного налогообложения определяют следующие основные положения :

Положение, что Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Определение терминов соглашения

Перечень налогов, к которым применяется соглашение. Как правило, это прямые налоги - налог на прибыль, налог на доходы, налог на имущество. Косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж) не являются предметом таких соглашений и взимаются каждым государством по своим правилам.

Как определяется налоговое резидентство лица (например, лицо является налоговым резидентом России или иностранного государства). В большинстве случаев затруднений с налоговым резидентством не происходит, но бывают и сложные случаи.

Определяется понятие «Постоянное представительство». Это понятие важно тем, что если иностранная организация действует в России через постоянное представительство, то оно признается плательщиком налога на прибыль с прибыли, полученной представительством в России. Причем термин «Постоянное представительство» не зависит от официальной регистрации иностранной организации. Например, многие оглашения предусматривает, что строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает определенный срок (например, 12 месяцев). Соответственно, если строительная площадка существует в России 13 месяцев, то деятельность рассматривается как постоянное представительство.

Процедурные вопросы.

Для каждого вида доходов и имущества определяется то, в какой стране будет доход (прибыль, имущество) облагаться налогом и по какой ставке. Как правило выделяют:

Доходы от недвижимого имущества

Прибыль от предпринимательской деятельности

Доходы от международных морских и воздушных перевозок

Доходы от отчуждения имущества

Доходы от независимых личных услуг

Доходы от работы по найму

Вознаграждения членам наблюдательных советов и советов директоров

Доходы от деятельности артистов и спортсменов

Доходы от деятельности в рамках государственной службы

Преподаватели, студенты и другие обучающиеся лица

Другие доходы

Имущество

Указывается на недопустимость налоговой дискриминации. Например - Граждане одного Договаривающегося Государства не могут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве налогообложению или связанному с ним обязательству, иным или более обременительным, чем налогообложение или связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого Государства при тех же обстоятельствах. Данное положение применяется также ко всем юридическим лицам, простым товариществам и другим объединениям лиц, учрежденным в соответствии с действующим в одном из Договаривающихся Государств законодательством.

Порядок устранения двойного налогообложения. В России, для российских организаций и физических лиц, устранение двойного налогообложения производится, как правило, путем зачета в России налога, уплаченного за границей - если резидент Российской Федерации получает доходы или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в Иностранном государстве, сумма налога на такие доходы или имущество, уплаченного в Иностранном государстве, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с таких доходов или имущества в соответствии с законодательством и правилами Российской Федерации.

Пример

Российская организация получила прибыль в сумме 100 тыс. евро от деятельности своего филиала в иностранном государстве. В иностранном государстве эта прибыль была обложена налогом на прибыль по ставке 30% . Сумма налога составила 30 тыс. евро.

В России прибыль от такой деятельности облагается налогом на прибыль по ставке 20%. Учитывая, что сумма налога составила по российским правилам меньше, чем по правилам иностранного государства, в результате зачета, налог с прибыли иностранного филиала в России не уплачивается.

НК РФ устанавливает требование, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранное лицо должно представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что это иностранное лицо имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (ст. 312, 232 НК РФ).

Вступление в силу международного договора об избежании двойного налогообложения

Дата вступления в силу международного договора об избежании двойного налогообложения определяется в самом этом договоре.

Вступлению в силу предшествует так называемая ратификация международного договора. Ратификация является, по сути, принятием международного договора государственной Думой России и осуществляется в форме федерального закона (ст. 14 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

После принятия ратифицирующего федерального закона Президентом Российской Федерации подписывается ратификационная грамота.

Затем, Россия и иностранное государство обмениваются ратификационными грамотами в порядке ст. 19 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ.

Пример

Статья 27 "Вступление в силу" Соглашения между Правительством РФ и Правительством Австралии от 07.09.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" определяет:

"Договаривающиеся Государства письменно уведомят друг друга по дипломатическим каналам о выполнении ими соответствующих процедур, требуемых для вступления в силу настоящего Соглашения. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего уведомления , и положения настоящего Соглашения применяются:

(а) в Австралии:

(i) в отношении налога у источника выплаты дохода, получаемого нерезидентом, к доходу, полученному 1 июля или после 1 июля календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу;

(ii) в отношении иного австралийского налога, к доходу или прибыли за любой финансовый год, начинающийся 1 июля или после 1 июля календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу;

(b) в России:

в отношении налоговых годов и периодов, начинающихся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом вступления настоящего Соглашения в силу."

Модельная конвенция

ОЭСР разработала так называемую модельную конвенцию (OECD Model Convention) - шаблон международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Этот документ используется многими государствами как основа для разработки своих соглашений. Модельная конвенция была впервые опубликована в 1963 году и обновлена в 1977 году.

В свою очередь ООН также разработала модельную конвенцию (UN Model Convention) для соглашений между развитыми и развивающимися странами. Впервые модельная конвенция ООН была опубликована в 1980 году и позже не раз обновлялась (2001, 2011, 2012 гг.). Считается, что модельная конвенция ООН больше учитывает интересы развивающихся стран (в сравнении с конвенцией ОЭСР), так как предоставляет больше налоговых прав государствам, которые получают инвестиции в бизнес из иностранных государств.

Историческая справка

В 1920-х годах Лига Наций (League of Nations) признала, что взаимодействие налоговых систем государств может вести к двойному налогообложению - ситуации, когда один и тот же доход (прибыль, имущество) облагаются налогом дважды - в одном государстве и в другом. Было принято решение устранить двойное налогообложение путем принятия согласованных международных правил налогообложения. Так появились международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Соглашения об избежании двойного налогообложения России с иностранными государствами

Государство Соглашение Срок вступления в силу Ставка дивидендов Ставка процентов Ставка роялти
Австралия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 07.09.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" 17.12.2003 5% или 15% (ст. 10 Соглашения) 10% (ст. 11 Соглашения) 10% (ст. 12 Соглашения)
Австрия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" 30.12.2002 5% или 15% (ст. 10 Соглашения) 0% (ст. 11 Соглашения) 0% (ст. 12 Соглашения)
Азербайджан Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 03.07.1998 10% (ст. 10 Соглашения) 10% (ст. 11 Соглашения) 10% (ст. 12 Соглашения)
Албания Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Албания от 11.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 09.12.1997 10% (ст. 10 Соглашения) 10% (ст. 11 Соглашения) 10% (ст. 12 Соглашения)
Алжир Конвенция между Правительством РФ и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики от 10.03.2006 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 18.12.2008 5% или 15% (ст. 10 Соглашения) 15% (ст. 11 Соглашения) 15% (ст. 12 Соглашения)
Аргентина Конвенция между Правительством Российской Федерации и правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал 16.10.2012 10% или 15% (ст. 10 Соглашения) 15% (ст. 11 Соглашения) 15% (ст. 12 Соглашения)
Армения Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 "Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество" 17.03.1998 5% или 10% (ст. 10 Соглашения) 0% (ст. 11 Соглашения) 0% (ст. 12 Соглашения)
Беларусь Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" 20.01.1997 15%
(ст. 9 Соглашения)
10%
(ст. 10 Соглашения)
10%
(ст. 11 Соглашения)
Бельгия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 26.06.2000 10%
(ст. 10 Соглашения)
10% (ст. 11 Соглашения) 0%
(ст. 12 Соглашения)
Болгария Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 08.12.1995 15%
(ст. 10 Соглашения)
15%
(ст. 11 Соглашения)
15%
(ст. 12 Соглашения)
Ботсвана Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Ботсвана от 08.04.2003 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" 23.12.2009 5% или 10%
(ст. 10 Соглашения)
10%
(ст. 11 Соглашения)
10%
(ст. 12 Соглашения)
Бразилия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии от 22.11.2004 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" 19.01.2009 10% или 15%
(ст. 10 Соглашения)
15%
(ст. 11 Соглашения)
15%
(ст. 12 Соглашения)
Великобритания Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества" 18.04.1997 10%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 11 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Венгрия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики от 01.04.1994 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 03.11.1997 10%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Венесуэла Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла от 22.12.2003 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" 19.01.2009 10%или 15%
(ст. 10 Соглашения)
10% или 15%
(ст. 12 Соглашения)
Вьетнам Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27.05.1993 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" 21.03.1996 10%или 15%
(ст. 10 Соглашения)
10%
(ст. 11 Соглашения)
15%
(ст. 12 Соглашения)
Германия Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 30.12.1996 5% или 15%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Греция Конвенция между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики от 26.06.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" 13.12.2007 5% или 10%
(ст. 10 Соглашения)
7%
(ст. 12 Соглашения)
Дания Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания от 08.02.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 27.04.1997 10%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Египет Соглашение между Правительством РФ и Правительством Арабской Республики Египет от 23.09.1997 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" 06.12.2000 10%
(ст. 10 Соглашения)
15%
(ст. 12 Соглашения)
Израиль Конвенция между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль от 25.04.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" 07.12.2000 10%
(ст. 10 Соглашения)
10%
(ст. 12 Соглашения)
Индия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" 11.04.1998 10%
(ст. 10 Соглашения)
10%
(ст. 12 Соглашения)
Индонезия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индонезия от 12.03.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы" 17.12.2002 15%
(ст. 10 Соглашения)
15%
(ст. 12 Соглашения)
Иран Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" 05.04.2002 5%, 10%
(ст. 10 Соглашения)
5%
(ст. 12 Соглашения)
Ирландия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29.04.1994 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" 07.07.1995 10%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Исландия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Исландия от 26.11.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы" 21.07.2003 5% или 15%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Италия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения" 01.01.1999 5% или 10%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Испания Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" 13.06.2000 5% или 10% или 15%
(ст. 10 Соглашения)
5%
(ст. 12 Соглашения)
Казахстан Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" 29.07.1997 10%
(ст. 10 Соглашения)
10%
(ст. 12 Соглашения)
Канада Соглашение между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" 05.05.1997 10% или 15%
(ст. 10 Соглашения)
10%
(ст. 12 Соглашения)
Катар Соглашение между Правительством РФ и Правительством Государства Катар от 20.04.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" 05.09.2000 5%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Кипр Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" 17.08.1999 5% или 10%
(ст. 10 Соглашения)
0%
(ст. 12 Соглашения)
Киргызстан Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики от 13.01.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы" 06.09.2000 10%
(ст. 10 Соглашения)
10%
(ст. 12 Соглашения)
Китай Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 27.05.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" 10.04.1997 10%
(ст. 9 Соглашения)
10%
(ст. 11 Соглашения)
КНДР Соглашение между Правительством РФ и Правительством Корейской Народно - Демократической Республики от 26.09.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" 30.05.2000 10%
(ст. 10 Соглашения)
0%

Проблема вычитания налога сразу двумя государствами является достаточно актуальной темой, так как в силу различных основ налогового законодательства в странах мира многие физические лица, получающие прибыль вне территории родины, попадают под двойной вычет из них, им приходится платить по месту получения дохода и по месту гражданства.

Это вычитание налогов из доходов лиц в нескольких странах мира – по месту пребывания и по месту формирования данных доходов.

Происходит взыскание налогов согласно двум направлениям, в которых работает фискальная служба:

  • По территориальному принципу – в таких странах сбор налогов происходит в более лояльном контексте, так как они претендуют только на доходы полученные в пределах страны;
  • По принципу резидентности – здесь сбор рассчитан на получение максимум вливаний в бюджет, так как налог изымается с резидента вне зависимости места получения его дохода.

Особенностью такого налогообложения в России является определение его согласно особым делениям с наличием некоторых классификационных признаков.

Как устранить двойное налогообложение – смотрите в этом видео:

Основные разновидности

Классификация по принципам

Налогообложение зависит от используемой схемы и бывает следующих типов:

  • Международный двойной экономического типа – снимается со всех субъектов одновременно, которые получили доход от одной операции, то есть их доход является общим. Это инициативный вариант получения сборов от резидента, доход которого был получен за границей;
  • Международный двойной юридического типа – это доход полученный по выполненной операции одним лицом, с такого оборота вычитается налог сразу несколькими государствами. В отношении данного типа сформирован свод специальных правил, согласно которым юрисдикция 2-х государств разделена для выполнения операции, а это значит, что необходимо наладить отношения между государствами, имеющими отношение к доходу и лицу, получившего его.

Важно: такие методы избегания двойного налогообложения очень эффективны для чего государства и подписывают специализированные соглашения.

Классификация по уровню

На классификационный признак влияет и уровень проведения операции, в зависимости от него могут формироваться такие виды:

  1. Внутренний – когда имеет значение важность и уровень административно-территориальной единицы, в пределах которой был получен доход, но при этом на любом округе оно осуществляется.

В свою очередь данный тип также подразделяется согласно выполненным операциям на каналы:

  • Вертикальный, согласно которому необходимо уплатить два вида налога – местный и государственный;
  • Горизонтальный – его особенность в индивидуальном подходе к каждой операции, в зависимости от региона ее выполнения, то есть доступно уплатить только налоги проведенные на территории данного муниципалитета, можно уплатить все касающиеся операции налоги или общегосударственные.
  1. Внешний – за пределами РФ, в подобной ситуации сталкиваются своды налогового законодательства двух государств, налогоплательщику придется удовлетворить требования фискальных служб на обеих территориях.

Негативные стороны налогообложения, приводящие к противоречию

Двойное налогообложение вызывает немало возмущений со стороны граждан, которые занимаются заработком за рубежом. Фискальные службы в свою очередь несмотря на наполнение бюджета государства, стремятся разрешить проблему, так как от такой позиции в первую очередь страдают граждане их государства.

  • Дележ прибыли налогоплательщика сразу двумя государствами в один и тот же период, что в результате составляет немалую сумму для субъекта;
  • Выделение резидентов и нерезидентов является крайне проблематично, для этого необходимо создавать новую классификацию доходов;
  • Необходимость в создании четкой законодательной базы, которая строго регламентирует объект налогообложения для возможности взыскания.

Важно: именно такое взаимодействие поможет урегулировать вопрос и найти компромисс интересов двух государств.


Что такое двойное налогообложение?

Соглашение об избежании двойного взимания налога

Это пакт между двумя государствами, в котором четко указаны правила вычитания налогов в тех случаях, когда объект прибыли расположен на территории страны, где субъект не числится резидентом.

Необходимость в нем – формирование перечня налогов, которые попадают под действие соглашения, а также перечень субъектов, являющихся субъектами двойного вычитания налога.

Также такой договор содержит все существенные условия – срок действия, условия налогообложения, порядок разрыва сотрудничества.

Важно: Россия имеет 82 соглашения об избежании двойного вычета налога с прочими государствами.

Преимущества таких договоренностей явные:

  • Это предотвращение двойного или обременительного вычитания налога;
  • Эффективный инструмент, предусматривающий применения только положительных сводов налоговых законов двух стран;
  • Возможности для налоговых новшеств с учетом национальных законов налогообложения;
  • Минимизация ставок;
  • Фиксация резидентности и местоположения объекта дохода.

При этом следует понимать, что такое послабление:

  • Не даст избежать внесения обязательных платежей;
  • Оно имеет несколько направлений и вариантов взыскания взносов и при неправильном подходе можно не сократить, а наоборот увеличить их;
  • Для использования соглашения с выгодой необходимо учитывать все нюансы страны, где предполагается размещение бизнеса и наличия подписанного с ней соглашения родного государства.

Применение соглашения о создании специальных экономических зон:

  • Налоги на прибыль и капитал;
  • Физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты.

К справке следует приложить:

  • Справку о взносе сбора за границей, при этом ее следует перевести на государственный язык и заверить у нотариуса;
  • Документ, отражающий тип дохода и его размер за календарный год, в нем также следует указать дату сбора и его сумму.

Декларация и квитанция об уплате налога также удостоверяются. Важно: применение упрощенной системы налогообложения предусматривает двойную уплату налога, так как зачет другой страны невозможно получить.

Налогообложение при реализации зарубежного имущества

До 1 января 2016 года российским законодательством предусматривалась уплата налога при продаже имущества за рубежом страны и в ее пределах в одинаковых размерах, исключения не были предусмотрены.

  • Владелец располагал собственностью свыше 5 лет;
  • Получил ее согласно дарственной или ухаживал за недееспособным членом семейства, который являлся владельцем имущества, в таких случаях имущество должно было находиться в собственности от 3 лет.
  • При этом жилье не имело отношения к предпринимательской деятельности.

Оформление прибыли от продажи имущества

Оформление прибыли в данном случае происходит следующими этапами:

  • Следует разобраться имеет ли бывший владелец отношение к категориям, которые освобождаются от уплаты сбора;
  • Если нет, необходимо составить и подать декларацию до 30 апреля следующего за получением дохода года. Как заполнить в общем порядке налоговую декларацию налогоплательщика вы можете прочесть ;
  • Уплатить пошлину до 15 июля этого же года.

Важно: в данном случае применение двойной уплаты налога также возможно, если налог исчислялся в размере 13% от полученной прибыли.

Исчисление налога с деятельности предпринимателя

Согласно существующим правилам, в случае получения дохода на территории любой страны, налоговый сбор следует внести только в ее казну, но при учете следующих пунктов:

  • Прибыль получена путем постоянного представительства;
  • Лицо, получившее ее не является резидентом другой страны.

При этом, если доход получен посредством представительства, то налог изымается именно с той части, которая получена представительством.

В данном случае необходимо понимать и соблюдать условия представительства:

  • Представительство может осуществляться только посредством постоянного пункта нахождения, который имеет постоянный характер, это не может быть переносная палатка;
  • Представительство может иметь вид целостного проекта, если предусмотрено выполнение работ, требующих перемещение, к примеру, строительные;
  • Представительство не может выражаться в лице агента имеющего резидентность страны;

Важно: при этом коммерция должна в полном или частичном объеме выполняться посредством указанной локации.

  • Если помещение предназначено для выполнения вспомогательных или временных мероприятий, то его нельзя считать местом представительства, в таком случае не может быть речи о взносе налога в казну одного государства.

Важно: если руководство вспомогательными помещениями выполняется из основного офиса, то иностранное государство, где они находятся не имеет право взимать налоги с организации.

Заключение

При получении дохода от любой деятельности за границей следует учитывать все особенности налоговых законов данной страны, но при этом помнить, что налоговые платежи в любом случае обязательны, и уклонение от данной процедуры уголовно наказуемо. Уплачивать налог за рубежом по меньшей ставке чем на родине и не подавать за это отчетность неприемлемо.

В каком порядке применяется Конвенция об избежании двойного налогообложения вы можете посмотреть тут:

Налоговым резидентом России, обязанным платить в РФ налог на доходы от активов во всём мире, считается тот, кто живёт на территории страны более 183 дней в году. В частности, под это определение попадают многие владельцы заграничной недвижимости, которые могут получать доход от аренды или при продаже жилья. Если они являются российскими налоговыми резидентами, то возникает ситуация, при которой они должны платить налоги как за рубежом (по месту нахождения объекта), так и в России (по месту своего налогового резидентства). Однако налог не может взиматься два раза: он платится только за рубежом, а разница засчитывается в России. Это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Соглашение об избежании двойного налогообложения - что это?

Соглашение об избежании двойного налогообложения - это заключаемый между двумя странами договор, который устанавливает правила, по которым взимаются налоги с организаций и физических лиц в тех случаях, когда активы, приносящие доход, находятся не в стране резидентства получателя дохода.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, а также круг лиц, на которых распространяются его нормы. Также в таком соглашении приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами.

Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Аргентина
Армения
Белоруссия
Бельгия
Болгария
Ботсвана
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Германия
Гонконг (с 01.01.2017)
Греция
Дания
Египет
Израиль
Индия
Индонезия
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Казахстан
Канада
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
КНДР
Корея
Куба
Кувейт
Латвия
Ливан
Литва
Люксембург
Македония
Малайзия
Мали
Мальта
Марокко
Мексика
Молдова
Монголия
Намибия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Саудовская Аравия
Сербия
Сингапур
Сирия
Словакия
Словения
США
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Украина
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
ЮАР
Япония

«Что касается, например, доходов в Эстонии или других странах, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, то резиденты РФ платят налоги два раза, в обеих странах. Если законодательством Эстонии предусмотрено взимание налога с нерезидента, то уплаченная сумма не будет учтена в РФ, так как фактически уплаченные суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным РФ»,- говорит юрист Tranio Екатерина Шабалина.

Для покупателей и владельцев зарубежной недвижимости соглашения об избежании двойного налогообложения важны в первую очередь потому, что позволяют зачитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже такого имущества.

Как учитывается налог при получении дохода от аренды

«Если российский резидент получает доход от недвижимости, расположенной, например, в ФРГ, сумма налога, уплаченного в Германии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в России. Сумма налога рассчитывается по российскому налоговому праву (по ставке 13 % и установленным правилам) и вычитается из суммы уплаченного зарубежного налога. Следует помнить, что вычет не сможет превысить сумму налога, исчисленного в России. Соответственно, если сумма налога в государстве-источнике дохода была уплачена в меньшем размере, чем было рассчитано в России, то недостающую часть придётся доплатить уже в РФ»,- поясняет Екатерина Шабалина.

Если вы получаете доход от аренды, вы должны самостоятельно задекларировать его в России, представив в налоговый орган по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ (лист «Б», или доходы от источников за пределами Российской Федерации).

К налоговой декларации прилагаются:

  • выданные зарубежной налоговой документы, подтверждающие сумму полученного дохода и уплаченного с него налога, а также их нотариально заверенный перевод на русский язык. В этих документах должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты.
  • или копия налоговой декларации, поданной за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога (всё это также должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено).

«Сумма уплаченного за рубежом налога зачитывается только после подачи этой декларации, по окончании налогового периода. Заявить о доходах и получить зачёт налога можно в течение трёх лет после окончания отчётного года, в котором были получены доходы»,- говорит Екатерина Шабалина.

Например, российский налоговый резидент владеет германской недвижимостью, которая приносит 10 тыс. евро в год в качестве дохода от аренды. Сумма подоходного налога в Германии составит 2 324 евро (ставка - 23,24 % от арендного дохода с учётом надбавки в поддержку солидарности), в России - 1 300 евро (13 %). Поскольку сумма в 1 300 евро меньше, чем 2 324, то владельцу недвижимости не придётся ничего дополнительно платить в РФ.

При этом вычеты, полученные за рубежом, не учитываются при расчёте налогооблагаемой суммы в России. Допустим, россиянин сдаёт в аренду дом во Франции и получает 18 тыс. евро в год. Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50 % в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 тыс. евро облагаются налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов - 20 %. Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Поскольку в России не действует подобная система вычетов при уплате налогов, платить пришлось бы с полной суммы в 18 тыс. евро по ставке 13 %, то есть 2 340 евро в год. Но так как между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину нужно заплатить налог во Франции, а в РФ только доплатить разницу - 540 евро.

Также важно знать, что, уплачивая в России налог по упрощённой схеме налогообложения, нельзя получить зачёт иностранного налога, и налогообложение в таком случае будет двойным.

Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости

Согласно письму ФНС № ЕД-3-3/4062@ от 9 ноября 2012, законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом - в обоих случаях действуют одинаковые правила.

По словам Екатерины Шабалиной, полученный от продажи зарубежной недвижимости доход не подлежит налогообложению, и продавец не обязан подавать налоговую декларацию в России в двух случаях:

  • для объектов, купленных до 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более трёх лет;
  • для объектов, купленных после 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более пяти лет (общий случай) или трёх лет (если налогоплательщик получил объект по наследству или в дар от родственника или члена семьи, по договору пожизненного содержания с иждивением).

Освобождение от налога можно получить, если имущество не используется для предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности дано ФНС в письме № ЕД-3-3/412@ от 8 февраля 2013.

Если продавец не попадает под указанные выше условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, и до 15 июля уплатить налог.

Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13 %.

Например, в 2010 году российский резидент решил купить квартиру в Испании за 500 тыс. евро, а в 2016 он продал её за 550 тыс. Прирост капитала - 50 тыс. евро - облагается испанским налогом по ставке 24 %. Сумма налога в этом случае - 12 тыс. евро. Поскольку между покупкой и продажей прошло более трёх лет, согласно российскому законодательству, подавать в РФ декларацию не нужно, достаточно заплатить налог в Испании.

Важно помнить, что уклонение от уплаты налогов - уголовное преступление. Платить налоги за рубежом по меньшей ставке, чем в России, и не заполнять при этом налоговую декларацию на родине - незаконно.

Юлия Кожевникова, Tranio

1. Фактически уплаченные физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 - настоящей статьи.

2. Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации , в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы.

3. В целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

4. Сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога применяются положения настоящего Кодекса, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 - настоящей статьи.

6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговый агент - источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями настоящего Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту - источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент - источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.

7. В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства, указанное в пункте 6 настоящей статьи, представлено физическим лицом налоговому агенту - источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса для возврата сумм излишне уплаченного налога.

8. Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом - источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.

К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

9. При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.

10. Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы , удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации, пропорционально доле участия контролирующего лица в этой компании.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

  • Тема 3. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения
  • 3.1. Объект регулирования международных договоров
  • 3.2. Классификация доходов иностранных организаций для целей налогообложения
  • 3.3. Прибыль, полученная от коммерческой деятельности в другом государстве
  • 3.4. Действующие двусторонние соглашения
  • Тема 4. Принципы налогообложения доходов нерезидентов в российской федерации
  • Тема 5. Постоянное представительство иностранной организации в рф в целях налогообложения
  • 5.1. Значение налогового статуса иностранной организации
  • 5.2. Определение постоянного представительства в соответствии с нормами международных соглашений
  • 5.3. Момент образования и прекращения существования постоянного представительства
  • 5.4. Виды деятельности, которые не приводят к образованию постоянного представительства
  • Тема 6. Строительная площадка нерезидента в целях налогообложения
  • 6.1. Строительная площадка как объект постоянного представительства
  • 6.2. Правила определения начала существования строительной площадки
  • 6.3. Порядок определения окончания существования строительной площадки
  • Тема 7. Признание доходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства
  • Тема 8. Признание расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства
  • 8.1 Особенности признания расходов постоянного представительства
  • 8.2 Порядок учета расходов при осуществлении операций по реализации имущества
  • 8.3 Порядок учета расходов, нормируемых в целях налогообложения
  • Тема 9. Исчисление налоговой базы, расчет суммы налога, подлежащего уплате постоянным представительством
  • 9.1. Порядок исчисления налоговой базы постоянного представительства иностранной организации
  • 9.2. Налоговые ставки по доходам постоянного представительства
  • 9.3. Порядок исчисления суммы налога
  • 9.4. Обязанность иностранной организации по представлению декларации
  • 9.5 Исчисление и уплата налоговых платежей
  • 9.6 Уменьшение суммы налога в случае включения в расчет налоговой базы доходов, с которых был удержан налог налоговым агентом
  • 9.7. Зачет или возврат удержанного налога
  • 9.8. Особенности исчисления и уплаты налога по строительной площадке
  • Тема 10. Налогообложение доходов иностранных фирм, не связанных с работой через постоянное представительство
  • Тема 11. Налогообложение процентного дохода, получаемого иностранной организацией по долговым обязательствам российской организации в соответствии с нормами международных соглашений
  • 1. Соглашения устанавливают порядок обложения процентных доходов.
  • 2. Соглашения определяют виды долговых обязательств, доходы от которых являются процентными.
  • Порядок налогообложения процентных доходов
  • 11.2 Порядок освобождения от налогообложения процентных доходов иностранной организации
  • Тема 13. Выполнение функций налогового агента в отношении выплат иностранной организации по доходам, не относящимся к постоянному представительству
  • 13.1. Определение налогового агента
  • 13.2. Случаи возникновения обязанностей налогового агента
  • 13.3. Освобождение от обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным налогоплательщикам
  • 13.4. Срок уплаты налога налоговым агентом
  • 13.5. Возврат ранее удержанного налоговым агентом налога
  • Тема 14. Порядок налогообложения имущества иностранных организаций в рф
  • 14.1. Налогообложение имущества, принадлежащего постоянному представительству иностранной организации
  • 14.2. Налогообложение имущества иностранной организации, не имеющей постоянного представительств
  • Тема 15. Порядок налогообложения доходов нерезидентов физических лиц
  • 15.1. Налогообложение доходов, полученных от работы по найму, на основе норм международных соглашений
  • 15.2. Налогообложение доходов физических лиц
  • 15.2.1. Гражданский и налоговый статус физических лиц
  • 15.2.2. Режим налогообложения доходов налоговых резидентов и нерезидентов Российской Федерации
  • 15.2.3. Определение статуса физического лица в целях налогообложения его доходов
  • 15.2.4. Объект обложения налогом на доходы физических лиц
  • 15.2.5. Определение дохода в целях налогообложения
  • 15.2.7. Определение дохода, который признается объектом налогообложения у физического лица - нерезидента Российской Федерации
  • 15.2.8. Ставки налогообложения доходов физического лица
  • 15.2.9. Определение лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате налога
  • 15.2.10. Исчисление, удержание и уплата налога налоговым агентом
  • 15.2.11. Исчисление налога и представление налоговой декларации налогоплательщиком
  • 1. Деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории рф, не рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.
  • 2. Вознаграждение выплачивается не представительством иностранной организации в рф, а непосредственно из офиса головной организации на счета работников представительства.
  • 15.2.12. Место перечисления ндфл иностранным представительством
  • Тема 16. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций
  • 16.1. Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций
  • 16.2. Учет изменений в сведениях об иностранных организациях
  • Международный договор, о котором идет речь в ст. 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и др.

    Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

    Вопросы налогообложения лиц - резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе и на иностранные организации.

    Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

    Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве - источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный ст. 232,311 НКРФ.

    Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве - источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве - источнике дохода.

    Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений для избежания уплаты налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

    Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) - многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

      доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

      имущества и доходов от реализации имущества;

      доходов и имущества в сфере международных перевозок;

    Двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать при исчислении и уплате:

    1) подоходного налога с физических лиц;

    2) налога на прибыль организаций;

    3) налога на имущество (как физических лиц, так и юридический лиц, налог на недвижимость и др.).

    Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

    1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

    2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

    3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве - источнике дохода таких видов доходов, как:

      прибыль от коммерческой деятельности;

      дивиденды;

      проценты;

    • доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

      доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

      других доходов;

    4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

    5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия, применение взаимосогласительных процедур).

    Отдельные положения указанных соглашений различаются между собой, поскольку соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

    В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.